ПОЖАРНЫЕ РЕБЯТА

Профессиональный стресс.
Механизмы накопления.


Профессиональный стресс

Стресс – эмоциональное состояние, внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения.

Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека.

Данный вид стресса имеет свои особенности.

У специалистов экстремального профиля можно выделить два механизма накопления профессионального стресса: накопленный (хронический) стресс и травматический.

Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.

Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента:

  • угроза своей жизни или жизни близких людей ;
  • отсутствие возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность.

Причины производственного стресса

К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс мажорные) обстоятельства.

Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форс мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда

Профессиональный стресс – это прежде всего следствие снижения профессиональной мотивации, а «профессиональное выгорание» и сохранение увлеченности работой – это два полюса взаимоотношений человека и профессии.

Признаки стрессового напряжения (по Шефферу):

  1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.
  2. Слишком частые ошибки в работе.
  3. Ухудшается память.
  4. Слишком часто возникает чувство усталости.
  5. Очень быстрая речь.
  6. Мысли часто «улетучиваются».
  7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
  8. Повышенная возбудимость.
  9. Работа не доставляет прежней радости.
  10. Потеря чувства юмора.
  11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
  12. Пристрастие к алкогольным напиткам.
  13. Постоянное ощущение недоедания.
  14. Пропадает аппетит – вообще потерян вкус к еде.
  15. Невозможность вовремя закончить работу.

Причины стрессового напряжения (по Буту):

  1. Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности.
  2. Вам постоянно не хватает времени – не успеваете ничего сделать.
  3. Вас что-то или кто-то «подгоняет», вы постоянно куда-то спешите.
  4. Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения.
  5. Вам постоянно хочется спать – никак не можете выспаться.
  6. Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.
  7. Вы очень много курите.
  8. Потребляете алкоголя больше, чем обычно.
  9. Вам почти ничего не нравится.
  10. Дома, в семье у вас постоянные конфликты.
  11. Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью.
  12. Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться.
  13. У вас появляется комплекс неполноценности.

Причины профессионального стресса

К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс мажорные) обстоятельства.

Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форс мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда

Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.

Межличностные (коммуникационные) могут возникать при общении с вышестоящими должностными лицами, подчиненными и коллегами по работе (равностатусными работниками). Внутриличностные стрессы, в свою очередь, можно подразделить на профессиональные, стрессы личностного характера и стрессы, связанные с плохим соматическим здоровьем работников Профессиональные причины стрессов обусловлены нехваткой знаний, умений и навыков (стресс новичков), а также ощущением несоответствия между трудом и вознаграждением за него.Причины стрессов личностного характера носят неспецифический характер и встречаются у работников самых разных процессий. Чаще всего это низкая самооценка, неуверенность в себе, страх неудачи, низкая мотивация, неуверенность в своем будущем и т. д.

Последствия профессионального стресса:

  • первичные
  • вторичные
  • третичные

Вторичные последствия профессионального стресса:

  • синдром эмоционального выгорания
  • психосоматические заболевания
  • посттравматические стрессовые расстройства

Синдром эмоционального выгорания — состояние эмоционального, умственного и физического истощения возникающее в результате хронического стресса на работе.

Симптомы эмоционального выгорания:

  1. физические
  2. эмоциональные
  3. интеллектуальные
  4. социальные

Профилактика профессионального стресса

Что помогает от стресса на работе? Чтобы не задавать такой вопрос, лучше всего вовремя проводить соответствующую профилактику данного заболевания. И главная роль в этом ответственном деле отводится именно руководителю организации.

Во-первых, стрессовые ситуации можно избежать, если вовремя и полно информировать работников о психологической ситуации в коллективе. Обязателен стенд, который должен предупреждать работников о возможных стрессах и о том, как с ними справляться.

Во-вторых, нужно организовывать тренинги для своего персонала, которые помогут не столько избежать стрессовой ситуации, сколько выйти из неё с достоинством.

В-третьих, самому руководителю необходимы специальные тренинги по созданию благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

Чем раньше определить заболевание, тем легче будет проходить курс лечения. Последствия длительного стресса потребуется устранять уже не только психотерапевту, но и врачам других разных направлений, так как будут затронуты многие системы организма.

Профилактика профессионального стресса, в первую очередь направлена на снятие физической, эмоциональной и психической нагрузки.

Основные способы преодоления профессионального стресса:

  1. Скажите «нет» многозадачности. Не нужно «наваливать» на себя через чур много работы, вы не только утратите качество деятельности, но и обречете себя на получение хорошей порции стресса.
  2. Задания старайтесь выполнять с первого раза. Отложите все лишние мысли в «чёрный ящик». Вы полностью и целиком должны отдаться выполняемому делу, только в таком случае она может считаться успешно завершенным.
  3. Скажите ненужным делам твёрдое «нет». Не отвлекайтесь на «посторонние», «лишнее» дела. Это не только отнимет у вас драгоценное рабочее время, но и посеет в голове хаос.
  4. Грамотно распланируйте свой рабочий день. Распишите свой день от А до Я. Это поможет избежать «лишних хлопот» и подскажет за какое дело стоит взяться в первую очередь.
  5. Уровень или шкала профессионального стресса, поможет узнать о степени вашей эмоциональной нагрузки. Современные компании каждый квартал проводят «мини-опрос» своих работников, чтобы оценить нервно-психическую устойчивость коллектива.
  6. Длительные эмоциональные нагрузки чреваты своими последствиями, и могут привести к ряду серьёзных заболеваний сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Не стоит поддаваться стрессу на работе, если хотите сохранить прекрасное настроение и самочувствие. Помните, что здоровье непосредственно зависит от вашего настроения!

Принципы заботы о себе:

  • ответственное отношение к собственному здоровью.
  • развитие навыка самонаблюдения.
  • соблюдение баланса в заботе о физическом и психологическом здоровье.

Критерием успеха «заботы о себе» выступает осознание специалистом того, что он является хозяином самого себя.


Скачать скачан 8 раз
Просмотр содержимого документа
Внимание!!! Если документ не открылся, обновите страницу, возможно несколько раз. Для удобного чтения разверните документ кликнув на иконку в правом верхнем углу.
119