Профессиональный стресс.
Механизмы накопления.
Профессиональный стресс
Стресс – эмоциональное состояние, внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения.
Профессиональный стресс - представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека.
Данный вид стресса имеет свои особенности.
У специалистов экстремального профиля можно выделить два механизма накопления профессионального стресса: накопленный (хронический) стресс и травматический.
Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.
Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента:
- угроза своей жизни или жизни близких людей ;
- отсутствие возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность.
Причины производственного стресса
К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс мажорные) обстоятельства.
Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форс мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда
Профессиональный стресс – это прежде всего следствие снижения профессиональной мотивации, а «профессиональное выгорание» и сохранение увлеченности работой – это два полюса взаимоотношений человека и профессии.
Признаки стрессового напряжения (по Шефферу):
- Невозможность сосредоточиться на чем-то.
- Слишком частые ошибки в работе.
- Ухудшается память.
- Слишком часто возникает чувство усталости.
- Очень быстрая речь.
- Мысли часто «улетучиваются».
- Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
- Повышенная возбудимость.
- Работа не доставляет прежней радости.
- Потеря чувства юмора.
- Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
- Пристрастие к алкогольным напиткам.
- Постоянное ощущение недоедания.
- Пропадает аппетит – вообще потерян вкус к еде.
- Невозможность вовремя закончить работу.
Причины стрессового напряжения (по Буту):
- Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности.
- Вам постоянно не хватает времени – не успеваете ничего сделать.
- Вас что-то или кто-то «подгоняет», вы постоянно куда-то спешите.
- Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения.
- Вам постоянно хочется спать – никак не можете выспаться.
- Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.
- Вы очень много курите.
- Потребляете алкоголя больше, чем обычно.
- Вам почти ничего не нравится.
- Дома, в семье у вас постоянные конфликты.
- Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью.
- Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться.
- У вас появляется комплекс неполноценности.
Причины профессионального стресса
К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс мажорные) обстоятельства.
Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форс мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда
Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.
Последствия профессионального стресса:
- первичные
- вторичные
- третичные
Вторичные последствия профессионального стресса:
- синдром эмоционального выгорания
- психосоматические заболевания
- посттравматические стрессовые расстройства
Синдром эмоционального выгорания - состояние эмоционального, умственного и физического истощения возникающее в результате хронического стресса на работе.
Симптомы эмоционального выгорания:
- физические
- эмоциональные
- интеллектуальные
- социальные
Профилактика профессионального стресса
Что помогает от стресса на работе? Чтобы не задавать такой вопрос, лучше всего вовремя проводить соответствующую профилактику данного заболевания. И главная роль в этом ответственном деле отводится именно руководителю организации.
Во-первых, стрессовые ситуации можно избежать, если вовремя и полно информировать работников о психологической ситуации в коллективе. Обязателен стенд, который должен предупреждать работников о возможных стрессах и о том, как с ними справляться.
Во-вторых, нужно организовывать тренинги для своего персонала, которые помогут не столько избежать стрессовой ситуации, сколько выйти из неё с достоинством.
В-третьих, самому руководителю необходимы специальные тренинги по созданию благоприятной психологической атмосферы в коллективе.
Чем раньше определить заболевание, тем легче будет проходить курс лечения. Последствия длительного стресса потребуется устранять уже не только психотерапевту, но и врачам других разных направлений, так как будут затронуты многие системы организма.
Профилактика профессионального стресса, в первую очередь направлена на снятие физической, эмоциональной и психической нагрузки.
Основные способы преодоления профессионального стресса:
- Скажите «нет» многозадачности. Не нужно «наваливать» на себя через чур много работы, вы не только утратите качество деятельности, но и обречете себя на получение хорошей порции стресса.
- Задания старайтесь выполнять с первого раза. Отложите все лишние мысли в «чёрный ящик». Вы полностью и целиком должны отдаться выполняемому делу, только в таком случае она может считаться успешно завершенным.
- Скажите ненужным делам твёрдое «нет». Не отвлекайтесь на «посторонние», «лишнее» дела. Это не только отнимет у вас драгоценное рабочее время, но и посеет в голове хаос.
- Грамотно распланируйте свой рабочий день. Распишите свой день от А до Я. Это поможет избежать «лишних хлопот» и подскажет за какое дело стоит взяться в первую очередь.
- Уровень или шкала профессионального стресса, поможет узнать о степени вашей эмоциональной нагрузки. Современные компании каждый квартал проводят «мини-опрос» своих работников, чтобы оценить нервно-психическую устойчивость коллектива.
- Длительные эмоциональные нагрузки чреваты своими последствиями, и могут привести к ряду серьёзных заболеваний сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Не стоит поддаваться стрессу на работе, если хотите сохранить прекрасное настроение и самочувствие. Помните, что здоровье непосредственно зависит от вашего настроения!
Принципы заботы о себе:
- ответственное отношение к собственному здоровью.
- развитие навыка самонаблюдения.
- соблюдение баланса в заботе о физическом и психологическом здоровье.
Критерием успеха «заботы о себе» выступает осознание специалистом того, что он является хозяином самого себя.