ПОЖАРНЫЕ РЕБЯТА

Тема № 21: «Подъем и опускание пострадавшего при помощи носилок (горизонтально, вертикально)»

Отработка нормативов по оказанию ПП:

Норматив № 11.3: «Наложение резинового кровоостанавливающего жгута на бедро»

Вид занятия (метод): практическое Время: 1 учебный час

Цель занятия: обучение личного состава навыкам практической работы при эвакуации пострадавших

Литература, используемая при проведении занятия:

1.Теребнев В.В. Учебное пособие: «Пожарно-строевая подготовка», М., Академия ГПС.

2.«Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы» от 10.05.2011 г.

3.интернет - ресурс emercom.blogspot.com

Инструктаж по правилам охраны труда:

  • при спасании людей и имущества на пожаре оперативные должностные лица обязаны определить порядок и способы спасания людей в зависимости от обстановки и состояния людей, которым необходимо оказать помощь, предпринять меры по защите спасаемых от опасных факторов пожара.
  • работы по спасанию проводятся быстро, но с соблюдением предосторожностей, чтобы не были причинены повреждения и травмы спасаемым людям.
  • во всех случаях, когда проводятся спасательные работы, должностные лица одновременно с развертыванием сил и средств организуют вызов скорой медицинской помощи, даже если в данный момент в ней нет необходимости.
  • до прибытия на пожар медицинского персонала первую доврачебную помощь пострадавшим, в установленном порядке, оказывает личный состав подразделений ГПС.
  • в случаях, когда немедленное извлечение пострадавших, находящихся в условиях вынужденной изоляции, не представляется возможным, в первую очередь для обеспечения выживания потерпевших всемиимеющимися средствами организуется подача чистого воздуха,питьевой воды, пищи, медикаментов и средств индивидуальной защиты.
Ход занятия и расчет учебного времени

I. Вводная часть (время) 3 мин.

- построение личного состава и прием рапорта;

- проверка готовности учебной группы и состояния места проведения занятия;

- доведение до обучаемых содержания целей, задач, учебных вопросов занятия и очередности их изучения;

- проверки знания вопросов темы, уставных положений, правил охраны труда.

II. Подготовительная часть (время) 3 мин.

Общее укрепление организма и разминка перед основной частью занятия:

Номер упражнения Описание упражнения в терминологии Количество повторений Назначение упражнения (воздействие) Методические указания (на что обратить внимание)
1 Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, круговое движение головой влево и вправо 5 раз Упражнение для мышц шеи -
2 Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены круговые движения плечами вперед и назад 5 раз Упражнения для разминки мышц спины -
3 Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, круговые движения туловищем влево вправо 5 раз Упражнения для разминки мышц таза. -
4 Исходное положение – сидя углом, руки в упоре сзади, сгибание-разгибание ног 5 раз Упражнение для мышц пресса -
5 Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки опущены, пружинящие наклоны вперед, пальцами рук доставать пол, ноги в коленях не сгибать. 5 наклонов Упражнения на растяжение мышц. -
6 Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, выпрыгивание вверх, толкаясь двумя ногами, подтягивая колени к груди. 5 раз Упражнения для мышц бедра. -
III. Основная часть (время) 15 мин.
Основные элементы занятия, учебные вопросы и время на их отработку

Действия руководителя занятия и помощника

Работа с носилками различных видов относится к числу элементарных навыков спасателя. Тем не менее, это дело требует скоординированности действий всех участников и аккуратности каждого. Знание приёмов и периодическая практика позволяют существенно улучшить качество работы с пострадавшим.

Укладка пострадавшего на носилки

Выбор типа носилок и способа укладки на них пострадавшего зависит от его массы, характера повреждений, количества спасателей и доступных средств.
Если есть возможность поднять пострадавшего тем или иным способом, то мы можем подсунуть носилки под него, либо перенести на носилки.
Метод нидерландский мост требует наличия как минимум трёх спасателей. Масса пострадавшего и характер повреждений могут потребовать большее количество участников. Спасатели распределяются вдоль тела пострадавшего и аккуратно подсовывают руки под него ладонями вверх. Отдельный спасатель контролирует голову пострадавшего. Плавный подъём начинается всеми участниками по команде строго одновременно и с одинаковой скоростью – необходимо, чтобы части тела пострадавшего не смещались друг относительно друга. Метод нидерландский мост при наличии необходимого количества спасателей и слаженности действий позволяет достаточно аккуратно переложить пострадавшего даже с тяжёлыми травмами.


Пострадавший без тяжёлых травм может быть переложен «за руки, за ноги» или за одежду.

В способе «за руки, за ноги» не следует пытаться поднять человека за вытянутые руки. Более эффективно будет сложить руки пострадавшего у него на груди, свои руки просунуть под мышками пострадавшего и взяться за его запястья.

Поместить пострадавшего на носилки или на щит, не поднимая, возможно следующим образом: повёрнуть пострадавшего на бок, подсунуть носилки вплотную к нему со стороны спины, после чего повернуть пострадавшего на спину таким образом, чтобы он оказался на носилках.

Аналогичным способом можно уложить пострадавшего на носилки на бок.

Переноска носилок

После того как пострадавший помещён в носилки, необходимо зафиксировать его при помощи ремней, чтобы предотвратить возможное падение. Также пострадавшего необходимо защитить от осадков, холода и других воздействий окружающей среды. Для этого можно использовать спасательное одеяло, боёвки, химические грелки, любые другие доступные средства. Прежде чем начать перемещение носилок, если позволяет сложившаяся обстановка, следует разведать путь, устранить препятствия либо определить способы их преодоления. Предпочтительно, чтобы спасатели, держащие симметричные относительно пострадавшего ручки носилок, имели приблизительно одинаковый рост (в противном случае один из них будет испытывать большую нагрузку).
Подъём и опускание носилок производится строго всеми спасателями одновременно и по команде. Поднимать носилки (как и любой тяжёлый груз) следует при помощи мышц ног, а не спины, чтобы избежать травмы – спину при подъёме носилок следует держать прямой. Переносить носилки по неровному или скользкому рельефу предпочтительно вшестером. В этом случае падение одного из спасателей не приведёт к падению носилок (с большой долей вероятности). При движении вверх по склону или лестнице пострадавший транспортируется головой вперёд. При движении вниз по склону или лестнице – вперёд ногами. Узкие дверные проёмы и иные подобные препятствия спасателям следует преодолевать, проходя в узость по очереди в шахматном порядке. Движение носилок следует приостанавливать пока один из спасателей «просачивается» в щель между пострадавшим и дверным косяком.

Для преодоления препятствий и движения по сложному рельефу возможно передавать носилки по цепочке.

При длительной транспортировке следует организовать ротацию спасателей. Использование чрезплечных ремней, присоединённых к ручкам носилок, снизит нагрузку на руки.

Норматив № 11.3: «Наложение резинового кровоостанавливающего жгута на бедро»

п/п

Условия выполнения Поправочные значения
Возраст и срок службы: - для исполнителей первого года службы 1,1
- для исполнителей возрастом до 30 лет 31-35 36-40

41-45

46-50

51 и более

1,0 1,1

1,3

1,4

1,5

1,8

- при действиях в составе группы, состоящей из исполнителей разных возрастов, коэффициент принимается для среднего возраста всех исполнителей

№ норматива Действие удовлетворительно хорошо отлично Условия выполнения норматива
11.3 Наложение резинового кровоостанавливающего жгута на бедро 18 с 20 с 22 с Пострадавший лежит, обучаемый находится в удобном для него положении у пострадавшего. Выполнение приема заканчивается закреплением жгута и обозначением времени его наложения. Ошибки, снижающие оценку на 1 балл: 1. Наложение жгута на несоответствующую область.

2. Наложение жгута на оголенное тело без подкладки, ущемление жгутом кожи.

3. Обучаемый не обозначил время наложения жгута.

При неправильном наложении

жгута, что может вызвать повторное кровотечение, угрожающее жизни раненого (расслабление или соскальзывание жгута), оценка ставится «неудовлетворительно».

Приведение организма в относительно спокойное состояние.

Суммарным показателем величины нагрузки (продолжительность плюс интенсивность) является величина ЧСС, измеренная через 10 и 60 минут после окончания занятия. Через 10 минут пульс не должен превышать 96 ударов в минуту, а через 1 час должен быть на 10-12 ударов в минуту выше исходной (до рабочей) величины. Например, если до начала занятия пульс был 70 ударов в минуту, то в случае адекватности нагрузки через 1 час после окончания тренировки он должен быть не более 82 ударов в минуту.Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит её необходимо уменьшить. Эти упражнения помогут организму восстановиться.

Упр. 1. – стоя прямо, поднимите руки вверх. Встряхивание рук с последующим опусканием их вниз и наклоном туловища вперед.

Упр. 2. – стоя прямо, руки опущены. Встряхните одной ногой, выполняя движения в различных плоскостях, стоя в упоре на другой ноге, после чего поменяйте ноги и проделайте то же самое второй ногой.

Упр. 3. – стоя прямо, поднимите руки вверх. Опускайте расслабленные руки через стороны вниз, одновременно наклоняясь вперед и скрещивая руки перед собой.

Руководитель следит за правильностью выполнения задания

Скачать скачан 22 раза
Просмотр содержимого документа
Внимание!!! Если документ не открылся, обновите страницу, возможно несколько раз. Для удобного чтения разверните документ кликнув на иконку в правом верхнем углу.
342