ПОЖАРНЫЕ РЕБЯТА

Ручные пожарные лестницы 
Назначение, устройство, правила эксплуатации и испытания ручных пожарных лестниц


Лестница ручная пожарная — это переносная конструкция, входящая в состав пожарно-технического вооружения пожарного автомобиля, которая может использоваться для проведения боевых действий при тушении пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ на высотах.

Ручные пожарные лестницы предназначены для подъема пожарных в верхние этажи зданий и работы внутри помещения, а также для проведения спасательных работ и учебно-тренировочных занятий.

В пожарной охране России применяются три вида ручных пожарных лестниц:

  • лестница штурмовка;
  • лестница-палка;
  • выдвижная лестница.

Также в 2007 году совместно с ГУ МЧС г. Москвы разработана новая трансформируемая лестница спасательная универсальная пожарная (ЛСУ) с двойным крюком (так называемая, лестница (штурмовка) Чернышова), предназначенная для обеспечения боевых действий при тушении пожаров и проведения спасательных работ.

Общие требования при эксплуатации ручных пожарных лестниц:

  • Ручные пожарные лестницы используются только по их прямому назначению.
  • Ручные пожарные лестницы на пожарном автомобиле плотно укладываются и надежно закрепляются.
  • Работа с ручными пожарными лестницами производится с использованием средств индивидуальной защиты рук пожарного.
  • При проведении тренировок личного состава подразделений ФПС по работе с ручными пожарными лестницами на площадках этажей учебной башни для страховки выставляется личный состав подразделений ФПС.
  • Тренировки по подъему на этажи учебной башни с помощью ручных пожарных лестниц проводятся после проверки состояния предохранительной подушки учебной башни руководителем тренировок и инструктажа личного состава, выделенного для страховки на этажах. Все виды тренировок проводятся в специальной защитной одежде и в касках.
  • После работы (тренировки) ручные пожарные лестницы очищаются от грязи и влаги.
  • При снятии ручных пожарных лестниц с пожарной автоцистерны запрещается ударять их о землю.
  • Установка ручных пожарных лестниц к металлической кровле объекта производится при отсутствии угрозы падения (соприкосновения) на кровлю электрических проводов.
  • Запрещается использование ручных пожарных лестниц, имеющих повреждения и своевременно не прошедших испытания.

ЛЕСТНИЦА ШТУРМОВАЯ (ЛШ)

Штурмовые лестницы (ЛШ) используются пожарными для подъема на этажи зданий через окна или балконы, а также для обеспечения безопасности работы на крутых скатах крыш. ЛШ может применяться пожарными для перелезания через забор и продвижения по льду при спасении людей провалившихся под лед.

Лестница-штурмовка — ручная пожарная лестница, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, жестко соединенных опорными ступеньками и снабженная крюком для подвешивания на опорной поверхности (Рис. 1.).

Рис. 1. Лестница-штурмовка
1 и 4 — тетивы; 2 и 5 — ступени; 3 и 6 — металлические стяжки; 7 — крюк

Тетивы 1 и 4 лестницы соединены тринадцатью ступенями 2 и 5. Кроме того, они в пяти местах стянуты металлическими стяжками 3 и 6. На трех верхних ступенях закреплен крюк 7. Сечение крюка увеличивается по направлению к хвостовой части, что приближает его к телу равного сопротивления по изгибу. Лестницы могут быть изготовлены из дерева или металла.

На внутренней стороне деревянных лестниц с обеих сторон ступеней проложены в пазах стальные канатики, закрепленные за верхнюю и нижнюю стяжки. Канатики предназначены для предотвращения несчастных случаев при изломе тетив. На нижних концах тетив установлены башмаки, а на верхних — наконечники.Металлические лестницы изготавливаются из алюминиевого сплава Д16Т.

ТТХ штурмовой лестницы
Вес (кг) 9,8
Ширина (мм) 400
Длина (м) 4,1
Количество ступеней 13
Шаг между ступенями (мм) 340

Работа со штурмовой лестницей

При снятии штурмовой лестницы с автомобиля пожарный становится правой ногой на нижнюю заднюю подножку, одновременно правой рукой берется за поручень, левой открепляет стопорный запор и плавно выдвигает ее на себя, опускается на землю, правой рукой берется за 9-ю ступеньку (считая от башмаков), снимает ЛШ с автомобиля. Поворачивая крюк на себя, правую руку продевает между 8-й и 9-й ступеньками и кладет лестницу верхней тетивой на правое плечо, правой рукой берется за 10-ю ступеньку и переносит лестницу (рис. 1.1)

Рис. 1.1 Рис. 1.2


За 10–15 м от здания начинается подготовка лестницы к подвеске в окно 2-го этажа.Пожарный, удерживая ЛШ за верхнюю тетиву правой рукой около 8-й ступеньки, башмаками вперед, крюком от себя, за 9–12 м до здания рывком правой руки вперед-вверх, переводит ЛШ над головой крюком вверх. При этом левой рукой берется за левую тетиву на уровне 8-й ступеньки, а правой рукой перехва- тывается за правую тетиву на том же уровне. Приближаясь к зданию, пожарный держит ЛШ так, чтобы ее башмаки находились в 25–30 см от уровня земли. При касании башмаками лестницы поверхности земли, лестница продолжает движение крюком к зданию, пожарный опускает руки на уровень 5-й ступеньки, поднимает лестницу, посылая ее вперед, а затем вверх, энергичным толчком производя подвеску ЛШ в правую половину окна 2-го этажа (рис. 1.2)

Подъем по ЛШ может осуществляться как по каждой ступеньке, так и через одну. Колени не должны выходить за тетивы, а двигаться параллельно им. При марше по лестнице нога должна вставать на ступеньку на стопу. Стопа как бы создает дополнительное амортизирующее (пружинящее) действие, поэтому марш получается более равномерным, плавным и мягким.

После подвески ЛШ пожарный ставит правую ногу на вторую ступеньку, при этом левой рукой держится за 5-ю ступеньку, с правой — за 7-ю. Далее ноги ставит на каждую ступеньку, а руки — через одну до тех пор, пока левая нога не дойдет до 7-й ступеньки.

В этот момент правой рукой пожарный захватывает снизу 11-ю ступеньку между крюком и левой тетивой. Затем правую ногу, с 6-й ступеньки ставит на 9-ю, а левой рукой захватывает 13-ю ступеньку сверху (рис. 1.3) Отталкиваясь правой ногой от 9-й ступеньки и подтягиваясь руками, перенося левую ногу через подоконник, пожарный осуществляет посадку на него (сед).

Посадка на подоконник (рис. 1.4), осуществляется маховым движением левой ноги, переносом ее в окно и поворотом корпуса вправо.

Рис. 1.3. Рис. 1.4.

После того как маховая левая нога поднимается над подоконником, пожарный спускает ее вниз за подоконник с одновременным разворотом стопы носком внутрь. Руки пожарного подтягивают корпус к башне и помогают развернуть его в сторону толчковой ноги. Резким отталкиванием от 9-й ступеньки правой ногой и коротким резким рывком левой рукой за 13-ю ступеньку происходит посадка на подоконник. Положение пожарного после посадки: левая нога согнута в колене, находится как можно ближе к крюку и прижата к подоконнику; правая нога немного согнута в колене, прижата к зданию и вытянута вниз, параллельно штурмовой лестнице: стопа ноги развернута внутренней частью к зданию и опирается, создавая дополнительную точку опоры при выбросе. Корпус на 2/3 выступает за уровень учебной башни.

Левая рука опускается с 13-й ступеньки на подоконник, правая, рывком за 11-ую ступеньку осуществляется выброс вверх с одновременным разворотом крюка над головой (рис. 1.5); левая на уровне 8-й ступеньки подхватывает лестницу, придавая ей дополнительное ускорение и непрерывность движения. Далее пожарный делает подвеску.

Лестницы в окно следующего этажа в правую половину подоконника с одновременной поставкой правой ноги на первую ступеньку.

Для правильного выхода на лестницу большое значение имеет постановка и толчок стопой левой ноги с подоконника (Рис. 1.6). Пожарный ставит правую ногу на первую ступеньку, подтягивается на руках и, опираясь левой ногой на подоконник, захватывает правой рукой 7-ю ступеньку отталкивается правой ногой от ступеньки, а левой — от подоконника, выпрыгивает правой ногой на 4-ю ступеньку, и левой рукой берется за 9-ю. Дальнейший подъем по штурмовой лестнице аналогичен ранее описанному подъему во 2-й этаж.

Рис. 1.5. Рис. 1.6.

Переход в здание пожарный начинает с толчка правой ногой от 9-й ступеньки и, с одновременным разворотом корпуса вправо, заносит левую ногу в раму окна. Руки, находящиеся на 11-й и 13-й ступеньках делают мощный рывок вверх и вперед. Правая нога отрывается от 9-й ступеньки и, завершая разворот корпуса на 180°, ставится на пол здания одновременно с левой ногой.

Требования безопасности при экслуатации штурмовой лестницы

Штурмовая лестница подвешивается на полный крюк.

При подвеске штурмовой лестницы на верхний этаж садиться на подоконник следует таким образом, чтобы был виден крюк штурмовой лестницы.

При переходе в окно со штурмовой лестницы и обратно запрещается становиться ногами на подоконник, опускать лестницу вниз путем скольжения тетивы по рукам во избежание травмирования личного состава подразделений ФПС и падения штурмовой лестницы.

Запрещаются подъем и спуск по штурмовой лестнице более одного человека.

Установка штурмовой лестницы к металлической кровле объекта производится только при отсутствии угрозы падения (соприкосновения) на кровлю электрических проводов.

При работе на штурмовой лестнице со стволом или инструментом личный состав подразделения ФПС закрепляется за ступени лестницы с помощью карабина.

При подъеме по штурмовой лестнице с инструментом принимаются меры, исключающие падение инструмента.

ЛЕСТНИЦА — ПАЛКА (ЛП)

Рис. 2. Лестница-палка
1 и 2 — тетивы; 3 — ступени; 4 — шарнир; 5 — наделка; 6 — стяжка; 7 — наконечник; 8 — металлическая пластина

Лестница палка — предназначена для работы в помещениях, подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы горящих зданий и сооружений. Также ЛП может использоваться в качестве тарана, носилок для переноски пострадавших и ПТВ, и для страховки продвижения по льду при спасении людей провалившихся под лед (Рис. 2.).

Лестница-палка — ручная пожарная лестница складываемая сдвиганием тетив за счет поворота.

Тетивы 1 и 2 лестницы соединены восемью ступенями 3. Концы ступеней имеют металлическую оковку и втулки, через которые проходят оси для поворота ступеней. Шарнирное соединение ступеней с тетивами позволяет их складывать, перемещая одну тетиву относительно другой.

Одни концы тетив имеют деревянные наделки 5. За них убирают другую тетиву при складывании лестницы. Наделки прикреплены к тетивам стяжками 6 и обтянуты наконечниками 7. Другие концы тетив скошены под углом 45° и защищены металлическими пластинами 8. В сложенном состоянии лестница представляет собой палку с закругленными и окованным концами.

ТТХ лестницы-палки
Вес (кг) 10,5
Ширина (мм) 346
Длина в сложенном состоянии (м) 3,4
Длина в разложенном состоянии (м) 3,1
Количество ступеней 8
Шаг между ступенями (мм) 340

Рис. 2.1

Работа с лестницей-палкой 
Пожарный по задним подножкам поднимается на крышу кузова автомобиля, освобождает лестницу от крепления, опускает один конец ее на землю, другой — приставляет к автомобилю, спускается по подножкам на землю и кладет лестницу на правое предплечье, придерживая ее кистью правой руки; переносит так, чтобы передний конец ее был несколько приподнят вверх. На большие расстояния лестницу-палку переносят на плече; в помещениях и узких проходах — в наклонном, вертикальном положении или над головой. За 4–5 шагов до места установки поднимает ее вверх-вперед, раздвигает тетивы и приставляет лестницу к стене так, чтобы нижние концы находились примерно в одном шаге от стены.

Пожарный левую ногу ставит на первую ступеньку, правой рукой берется за пятую ступеньку, поднимается до верхнего конца лестницы (рис. 2.1)

Для уборки лестницы пожарный отводит верхние ее концы от стены до вертикального положения, соединяет тетивы, приподнимает лестницу, поворачивается кругом и, продвигаясь вперед, кладет ее на предплечье правой руки или на плечо, переносит, поднимает передний конец и прислоняет к автомобилю. Затем поднимается на крышу кузова автомобиля, поднимает лестницу-палку, укладывает, закрепляет и опускается на землю.

Требования безопасности при эксплуатации лестницы-палки

Прежде чем производить подъем, личный состав подразделений ФПС обязан убедиться в правильности установки и устойчивости лестницы-палки.

Запрещается:

  • подъем (спуск) и работа на неустойчиво установленной лестнице-палке и лестнице комбинированной;
  • подъем (спуск) по лестнице-палке и лестнице комбинированной более одного человека.

ВЫДВИЖНАЯ ПОЖАРНАЯ ЛЕСТНИЦА (ВПЛ)

Выдвижная пожарная лестница (3-х коленная, ВПЛ) предназначена для подъема в окно второго и третьего этажей или на крышу двухэтажного здания, для проведения спасательных работ и учебно-тренировочных занятий. Также 3-х коленная лестница может быть использовани при спасении людей провалившихся под лед.

Рис. 3. Выдвижная пожарная
лестница 1 — стальные скобы; 2 — цепь; 3 — поперечные стяжки; 4 — стенной упор; 5 — блоки; 6, 7 и 8 — колена; 9 — башмак.

Выдвижная пожарная лестница (ВПЛ) — ручная пожарная лестница, состоящая из нескольких телескопических перемещающихся под действием канатной тяги колен (Рис. 3.).

Лестница состоит из трех телескопических соединенных колен 6, 7 и 8, механизма выдвигания и механизма останова. Каждое колено состоит из двух тетив, соединенных двенадцатью ступенями. Тетива нижнего колена 8 стянута внизу, посередине и наверху стяжками 3.

Колена соединены между собой стальными скобами 1. Нижние концы тетив нижнего колена имеют стальные башмаки 9, а верхние концы верхнего колена имеют стенные упоры 4. Среднее колено выдвигается цепью 2.

Механизм выдвигания работает следующим образом. Среднее колено 7 соединяется с нижним коленом 8 цепью 2, огибающей ролик 5 и верхний блок нижнего колена. При перемещении цепи по часовой стрелке будет выдвигаться вверх колено 7. Верхнее колено 6 тросом 11 через блок среднего колена 7 соединено с центром верхнего блока нижнего колена 8. При выдвигании среднего колена 7 будет перемещаться вверх и верхнее колено 6.

Для фиксирования выдвинутой лестницы на заданной высоте применяется механизм останова. Он установлен на тетиве второго колена на нижней его части и состоит из двух частей: направляющего угольника и упора, а также специального валика с двумя упорами и рычагом.

Для закрепления колен лестницы, выдвинутой на заданную высоту, надо отрывисто подтянуть цепь в обратном направлении, т. е. снизу вверх.

ТТХ 3-х коленной лестницы
Вес (кг) 48
Ширина (мм) 485
Длина в сложенном состоянии (м) 4,4
Длина в разложенном состоянии (м) 10,7
Количество ступеней 35(12,12,11)
Шаг между ступенями (мм) 350

Работа с 3-х коленной лестницей (снятие, переноска, установка)

Снятие с автомобиля, переноска и установка выдвижной лестницы и подъем по ней выполняется двумя пожарными и включает: снятие лестницы с машины, переноску ее, установку и выдвижение, подъем по ней 1-го номера и выход его в окно этажа.

Первый пожарный открывает стопор и быстро открепляет лестницу. Наиболее эффективным считается прием лестницы 1-м номером — левой или обеими руками за левый пакет тетив как можно в более высокой точке над головой на уровне 8-й ступеньки с последующим ускорением лестницы руками по направлению движения. Открепление лестницы 1-м номером и хват за 1-ю ступеньку 2-м пожарным осуществляется одновременно.

Второй номер ставит правую ногу на поручень автомобиля, а левой ногой, согнутой в колене, упирается в автомобиль над правыми тетивами лестницы. Как только левое плечо 2-го номера проходит поручень автомобиля, он быстрым движением левой руки берется за 1-ю ступеньку 1-го колена и энергичным отталкиванием левой ногой сообщает лестнице поступательное движение в сторону объекта; заканчивает снятие ее сопровождением правой рукой. Спрыгивая на дорожку, пожарный принимает лестницу на руки с последующим хватом кистью правой руки за нижний пакет тетив, сохраняя прямолинейность движения.

После снятия лестницы пожарные перемещаются в ногу с максимальной скоростью. На расстоянии 6–7 метров до здания 2-й пожарный левой рукой берется за 3-ю ступеньку 3-го колена ближе к левой тетиве хватом сверху и, удерживая лестницу левой рукой на уровне груди, берется правой за веревку без зрительного контроля. Место хвата правой рукой зависит от размаха рук пожарного. При подходе к зданию пожарные разворачивают лестницу, направляя ее башмаками на место установки, 2-й пожарный отпускает лестницу левой рукой с уровня пояса, веревка остается в правой руке. В момент касания башмаков лестницы о поверхность покрытия 2-й пожарный переходит за лестницу, разворачивается спиной к башне и начинает тянуть веревку вдоль лестницы правой рукой.

Рис. 3.1

При подходе к зданию 1-й пожарный обеими руками выводит лестницу над головой, толкая ее вперед и вверх. 2-й пожарный в момент постановки башмаков начинает выдвижение лестницы. Перехватывая веревку обеими руками, разгоняет колено лестницы вверх. На 3–4 перехвате мягко отрывает ноги от поверхности земли и заканчивает выдвижение в свободной посадке на землю, резко освобождая веревку от натяжения, когда первая ступенька второго колена поднимается выше уровня 1-й ступеньки 3 колена. Зафиксировав ВПЛ, 2-й пожарный, удерживая руками тетивы 3-го ко- лена с внешней стороны, приставляет ее к зданию, 1-й пожарный начинает движение с правой ноги со 2-й ступени. Два шага по лестнице руки пожарного работают по тетивам; на 3-м шаге правая рука переносится на ступеньку, и подъем продолжается через одну ступеньку с синхронной работой рук и ног. Перенос центра тяжести через подоконник выполняется за счет толчка правой ногой о 3-ю ступеньку сверху и активной работой рук о лестницу и раму окна. Пересекая проекцию подоконника, пожарный быстро опускает ногу, заканчивая движение.

При спуске вниз первый номер становится на подоконник, левой рукой берется за верхнюю ступеньку, а левую ногу ставит на 4-ю ступеньку и спускается вниз. Спустившись вниз, берет лестницу за тетивы у 5-й ступеньки и вместе со 2-м пожарным отводит ее от подоконника. 2-й номер тянет веревку сначала вниз, освобождая валик останова, затем медленно опускает лестницу до полного сдвижения колен. Удерживая лестницу за веревку, 2-й пожарный номер становится носками на башмаки лестницы, а 1-й пожарный, поддерживая лестницу за тетивы, отходит назад, поворачивается налево, кладет лестницу на правое предплечье, взявшись левой рукой за 9-ю ступеньку сверху. 2-й пожарный заходит слева от лестницы, берет ее правой рукой за тетиву снизу а левой — за 3-ю ступеньку. После этого оба пожарных кладут лестницу на плечи и переносят к автомобилю.

Подъем пожарных по выдвижной пожарной лестнице. 

Подъем пожарного на крышу двухэтажного и на балкон трехэтажного зданий производится по ВПЛ, установленной на 4–5-ю ступень выше карниза крыши (пола балкона).

Пожарный № 1 поднимается по ВПЛ так же, как и при подъеме на третий этаж. Пожарный № 2 страхует ВПЛ на земле.

До перехода с ВПЛ на крышу ноги пожарного № 1 находятся на ступени ВПЛ на уровне карниза крыши, руками держится за ступень на уровне груди; ставит правую ногу на крышу за желоб, правой рукой обхватывает ступень ВПЛ со стороны здания ближе к правой тетиве. Затем приставляет левую ногу к правой, левую руку опускает вниз и становится лицом к ВПЛ.

Пожарный берется руками за верхнюю ступень ВПЛ, ставит левую ногу на середину ступени на уровне карниза крыши с наружной стороны ВПЛ, правую ногу ставит на ступень к левой и спускается вниз аналогично подъему по ВПЛ.

Подъем пожарного на балкон третьего этажа.

Пожарный № 1 поднимается по ВПЛ, как и при подъеме на этаж, а пожарный № 2 удерживает ВПЛ на земле.

Пожарный № 1 поднимается на уровень балкона, веревкой рукавной задержки закрепляет ступень и тетиву ВПЛ за перила и стойку балкона. Пожарный берется руками за ступень на уровне груди, затем правой рукой берется за ступень ВПЛ над перилами со стороны балкона, правой ногой садится на перила балкона, левой рукой берется за перила, прижимается правой ногой к перилам, удерживаясь руками с поворотом налево вокруг левой руки, левую ногу, согнутую в колене, заводит назад за перила и становится на пол двумя ногами.

Пожарный правой рукой берется на уровне груди за ступень снизу со стороны балкона, левой за перила балкона, левой ногой садится на перила балкона, пра- вой прижимается к ограждению балкона, левой рукой берется за ступень ВПЛ хватом сверху-снаружи, правой хватом сверху за перила балкона, становится согнутой левой ногой на ступень лестницы выше пола балкона, правой рукой берется за ступень лестницы снаружи, выводя корпус тела на лестницу и, выпрямляя левую ногу, подтягивается на руках и ставит правую ногу на лестницу. Отвязывает веревку задержки и спускается вниз.

Закрепление пожарного поясным карабином.

Пожарный поднимается по ВПЛ на необходимую высоту. Ноги ставит на одну ступень ВПЛ, правой рукой берется за ступень на уровне груди, левой открепляет ремешок карабина и берет его большим пальцем за спинку, а четырьмя остальными — под затвор, отводит замыкатель и прижимает его с затвором пальцами к спине карабина, поднимает его вверх над ступенью на уровне пожарного пояса и закрепляет карабин за ступень вниз, отпуская затвор карабина. Опускается на одну ступень и отводит корпус назад с поворотом направо, руки опускает вниз.

Пожарный поворачивается лицом к ВПЛ, руками берется за ступень на уровне груди, поднимается на одну ступень, левой рукой берет за карабин, отводит замыкатель и прижимает снизу пальцами затвор карабина, открепляет его и спускается вниз. Карабин пристегивает ремешком.

Требования безопасности к эксплуатации ВПЛ

При снятии выдвижной лестницы с пожарной автоцистерны необходимо принимать ее на вытянутые руки, класть на плечо с осторожностью, не допуская ударов о землю. Во время переноски выдвижная лестница поддерживается за тетивы с соблюдением мер осторожности при передвижении на поворотах, особенно на скользкой дороге, во избежание падения.

При установке выдвижной лестницы необходимо:

  • устанавливать лестницу на ровную площадку таким образом, чтобы ее масса распределялась на оба башмака равномерно, не допуская перекосов и падения;
  • устанавливать лестницу на расстоянии не менее чем 1,5 — 2 м от стены с соблюдением угла наклона полностью выдвинутой лестницы 80 — 83 градуса;
  • выдвигать колена лестницы равномерно, без рывков, не допуская накручивания веревки на руку;
  • при выдвижении лестницы удерживать ее за тетивы первого колена, не допуская охвата пальцами внутренней стороны тетивы;
  • поддерживать равновесие во время выдвижения лестницы;
  • проверять механизм фиксации лестницы в выдвинутом положении.

Подъем или спуск по выдвижной лестнице производится после того, как:

  • блок останова надежно зафиксировал колена выдвижной лестницы;
  • лестница прислонена к зданию (сооружению) и поддерживается за тетивы первого колена вторым пожарным, не допуская охвата пальцами внутренней стороны тетивы;
  • лестница выдвинута на такую длину, чтобы над карнизом здания, подоконником выступали не менее двух ступеней верхнего колена.

При подъеме (спуске) по выдвижной лестнице необходимо смотреть перед собой, не поднимая головы вверх, обхватывая ступени пальцами (большой палец снизу ступени) и не допуская раскачивания лестницы.

Запрещается подниматься и спускаться по выдвижной лестнице более чем одному человеку на одно колено и оставлять лестницу без надзора в выдвинутом состоянии.

При работе на выдвижной лестнице со стволом или инструментом личный состав подразделения ФПС закрепляется за ступени выдвижной лестницы с помощью поясного карабина пожарного.

При подъеме по выдвижной лестнице с инструментом принимаются меры, исключающие падение инструмента.

Запрещается менять место расположения выдвинутой лестницы без предупреждения об этом личного состава подразделений ФПС, работающего на высоте.

Выдвижная лестница устанавливается в местах, где исключается ее соприкосновение с линиями электропередач в случае наклона или падения. При отсутствии такой возможности для ее сборки и установки выделяются три человека, один из которых остается для подстраховки поднимающихся и выдвинутой выдвижной лестницы от падения до окончания работ.

Установка выдвижной лестницы к металлической кровле здания производится при отсутствии угрозы падения (соприкосновения) на кровлю электрических проводов.

ЛЕСТНИЦА СПАСАТЕЛЬНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ (ЛСУ)

Лестница спасательная универсальная (ЛСУ) предназначена для обеспечения действий при тушении пожаров, и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ. ЛСУ может использоваться для подъема пожарных, спасателей и пожарно-технического вооружения по наружным стенам зданий и сооружений, оконным проемам, балконам, перилам и т. п., для эвакуации людей из зоны пожара и других чрезвычайных ситуаций, а также в качестве стремянки (Рис. 4-5.).

Рис. 4.

Аналогов указанного изделия в подразделениях ГПС МЧС России не имеется. Попытки создания складывающейся лестницы осуществлялись в 19 и 20-х веках, но до 2007 года пожарными и спасателями используется цельная металлическая штурмовая лестница с одним крюком (ЛШ).

Основной задачей при разработке ЛСУ предусматривалось создание простой по конструкции, прочной и универсальной лестницы для пожарных и спасателей. ЛСУ представляет собой легко трансформируемую конструкцию, основными конфигурациями которой являются: транспортное; рабочее; стремянка; обычная лестница (лестница-палка).

В транспортном положении ЛСУ складывается вдвое, а опорные части крюка прилегают к одной из частей полотна лестницы. В рабочем положении полотна ЛСУ раскладываются и фиксируются при помощи шарниров. Опорный крюк разворачивается в боевое положение. В положении стремянки полотна ЛСУ частично раскладываются и фиксируются. Опорный крюк прилегает к полотну лестницы. В положении обычной лестницы (лестницы-палки) полотна ЛСУ раскладываются и фиксируются. Опорный крюк находится в транспортном положении.

Рис. 5.

Длина ЛСУ в транспортном положении составляет 2100 мм, ширина — 425 мм, высота – 155 мм. В рабочем положении длина ЛСУ — 4100 мм, ширина лестницы в свету — 350 мм, вылет крюка – 620 мм. Расчетная масса ЛСУ составляет 18 кг.

Отличительными особенностями ЛСУ от существующей на вооружении в подразделениях ГПС штурмовой лестницы являются: универсальность ЛСУ, обеспечивающая ее применение в вариантах указанных выше.

ЛСУ имеет шарнирно связанные между собой верхнее и нижнее полотна, с возможностью их фиксации относительно друг друга, каждое из которых выполнено с тетивами и перекладинами (ступенями) между ними, а также опорный крюк, шарнирно связанный с верхним полотном в его верхней части, с возможностью удержания зафиксированного опорного крюка в отклоненном положении на 90 градусов относительно верхнего полотна лестницы; двойной крюк, выполнен в виде треугольника и позволяет осуществлять более надежное крепление и устойчивость лестницы на высотах и конструкциях.

Конструкция опорного крюка позволяет эффективно работать всем зубьям на рабочей поверхности, а в случае нарушения целостности конструкции оконечность крюка позволяет обеспечивать дополнительное страхование работающих пожарных и спасателей, при этом система запирания крюка скрыта в осевой трубе ступеньки и обеспечивает ее надежную работ при эксплуатации; ширина лестницы в свету, по просьбе московских пожарных и спасателей, увеличена на 10 мм по сравнению с ЛШ для удобства проводимых работ по спасанию людей (пожилые люди при спуске могут вставать на ступеньку ЛСУ двумя ногами, что невозможно на ЛШ) и тушению пожаров.

ЛСУ прошла необходимые приемочные испытания, имеет сертификат пожарной безопасности, приказом МЧС России от 18.11.2008 № 704 ЛСУ принята на снабжение в системе МЧС России.

ТТХ ЛСУ
Вес (кг) 18
Ширина (мм) 425
Длина в сложенном состоянии (м) 2,1
Длина в разложенном состоянии (м) 4,1
Количество ступеней 12
Шаг между ступенями (мм) 350

ИСПЫТАНИЯ РУЧНЫХ ПОЖАРНЫХ ЛЕСТНИЦ

Ручные пожарные лестницы испытывают после ремонта и один раз в год.

Выдвижную терхколенную лестницу устанавливают на твердом покрытии, выдвигают на полную высоту (крепят устройство остановки за седьмую сту- пеньку) и под углом 75° (2,8 м от стены до башмаков лестницы) ставят к стене. В таком положении каждое колено нагружается посередине на обе тетивы грузом в 100 кг на 2 минуты. Цепь (веревка) должна держать натяжение в 200 кг без деформации.

Штурмовую лестницу подвешивают свободно за конец крюка и каждую тетиву на уровне второй ступени снизу нагружают грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты.

Лестницу-палку устанавливают на твердом грунте, под углом 75°, ставят к стене и нагружают посредине на обе тетивы грузом 120 кг на 2 минуты.

Ручные пожарные лестницы после испытаний не должны иметь повреждений, трещин, остаточных деформаций, должны выдвигаться и опускаться без заеданий. Использовать лестницы, имеющие неисправности, повреждения или не выдержавшие испытаний запрещается.


Скачать скачан 194 раза
Просмотр содержимого документа
Внимание!!! Если документ не открылся, обновите страницу, возможно несколько раз. Для удобного чтения разверните документ кликнув на иконку в правом верхнем углу.
2393