ПОЖАРНЫЕ РЕБЯТА

Основные пожарные автомобили


Основные пожарные автомобили — мобильные средства пожаротушения, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ, пожарного и другого оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

Основные пожарные автомобили подразделяются на:

  • пожарные автомобили общего применения;
  • пожарные автомобили целевого применения.

Пожарные автомобили общего применения предназначены для тушения пожаров в городах и других населенных пунктах.

Пожарные автомобили целевого применения предназначены для тушения пожаров на нефтебазах, химических, нефтехимических предприятиях, в аэропортах и на других специальных объектах;

Классификация пожарных автомобилей по назначению является главным, но не единственным методом классификации. На разных стадиях жизненного цикла (разработка типажа, создание, эксплуатация) пожарные автомобили классифицируются также по таким признакам, как колесная и посадочная формулы, компоновочная схема, применяемые средства тушения, полная масса автомобиля и прочим.

По числу осей и колесной формуле пожарные автомобили делятся на полноприводные с колесной формулой 4×4, 6×6, 8×8 и неполноприводные с колесной формулой 4×2, 6×2, 6×4, 8×4.

По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом:

  • 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава;
  • 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений;
  • 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений.

В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.

По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина). Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.

По полной массе, от которой зависит количество вывозимых средств тушения, пожарные автомобили подразделяются на следующие классы:

  • легкий (L-класс) – от 2 до 7,5 т,
  • средний (M-класс) – от 7,5 до 14 т,
  • тяжелый (S-класс) – свыше 14 т.

По применяемым средствам тушения пожарные автомобили делятся на автомобили водного, пенного, порошкового, газового тушения, а также комбинированные (водопенные, водопорошковые, пенопорошковые, водопенопорошковые и прочие).

По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы. Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении. На базе этих автомобилей выпускают специальные автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) и тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия).

Система обозначений, охватывающая типаж пожарных автомобилей (ПА), базируется на использовании комбинированного принципа с применением буквенных и цифровых символов.

Пожарные автомобили являются оперативными транспортными средствами, окрашиваются в установленные цвета, на них имеются опознавательные знаки. Кроме того, они оборудуются специальными световыми и звуковыми сигналами. Цветографические схемы ПА, наличие, содержание и общие требования к расположению опознавательных знаков и надписей, а также технические требования к специальным световым и звуковым сигналам установлены ГОСТ Р 50574-2002.

Пожарные автомобили окрашиваются в красный цвет. Для опознавательных знаков и контрастирующих элементов установлен белый цвет. Ходовая часть машин окрашивается в черный цвет.

На определенных местах указывается краткое обозначение типа пожарного автомобиля (АЦ, ПНС и др.), название города и номер пожарной части.

Надписи на поверхностях, окрашенных в основной цвет, должны выполняться контрастирующим цветом, а на поверхностях, окрашенных в контрастирующий цвет, – основным цветом. Не допускается нанесение и на наружные поверхности ПА надписей, рисунков и эмблем рекламного содержания.

Колена пожарных цистерн с автолестницами и автоподъемниками окрашиваются в белый или серебряный цвет, а выступающие и перемещающиеся части этих транспортных средств, представляющие опасность для обслуживающего персонала, должны быть окрашены чередующимися полосами красного и белого цвета.

Специальный звуковой сигнал создается сигнальным прибором (сиреной). В настоящее время получили распространение электрические звуковые сигналы постоянного тока с номинальным напряжением 12 и 24 В. Специальный звуковой сигнал имеет изменяющуюся основную частоту звучания.

Световая сигнализация ПА создается посредством маяков синего цвета. Сигнальный маяк (маяки) устанавливается на крыше ПА или над ней таким образом, чтобы специальный световой сигнал был виден со всех ракурсов (угол видимости в горизонтальной плоскости 360 ). При наличии заднего маяка (маяков) допускается уменьшение угла видимости переднего сигнального маяка до 180, но так, чтобы маяк не был закрыт со стороны передней части ПА).

Основные пожарные автомобили
общего применения целевого применения
АЦ — автоцистерны АА – аэродромные
АНР – насосно-рукавный АП – порошкового тушения
АПП – первой помощи АПТ – пенного тушения
АВД – с насосом высокого давления АКТ – комбинированного тушения
АГТ – газового тушения
ПНС – насосная станция
АГВТ – гозоводяного тушения

АВТОЦИСТЕРНЫ ПОЖАРНЫЕ (АЦ)

Пожарная автоцистерна (АЦ) — это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.

Для выполнения основных функций пожарные надстройки АЦ включают:

  • цистерны для воды и баки для пенообразователя;
  • пожарные насосы с трансмиссиями к ним;
  • водопенные коммуникации и приводы управления механизмами.

Все элементы пожарных надстроек размещаются в кузовах, смонтированных на шасси грузовых автомобилей.

В пожарной охране используется большое число различных модификаций АЦ, сооруженных на полноприводных или неполноприводных шасси грузовых автомобилей производства различных заводов. Их пожарные надстройки укомплектованы элементами одинакового назначения. Однако на них используются пожарные насосы с различными характеристиками, цистерны и пенобаки с различной вместимостью, водопенные коммуникации могут быть по разному скомпонованными.

По вместимости для воды АЦ делятся на:

  • легкие — при вместимости цистерны для воды менее 2 м3 (менее 2 тонн);
  • средние — при вместимости цистерны для воды от 2 м3 и до 4 м3 (от 2 до 4 тонн);
  • тяжелые — при вместимости цистерны для воды 4 м3 и более (от 4 тонн и более).

Баки для пенообразователя изготовляют вместимостью от 0,08 до 1 м3, они должны составлять не менее 6 % от вместимости цистерны. Их конструируют из нержавеющей стали или пластика. Трубопроводы и арматура к ним должны изготовляться из коррозионностойких по отношению к пенообразователям материалам. Конструкция пенобаков должна исключать пролив пенообразователя из баков при движении АЦ и при его подаче в насос. Конструктивными мерами или компоновочными приемами должна обеспечиваться положительная температура пенообразователя в баках.

На АЦ нового поколения баки в поперечном сечении имеют форму квадрата с закругленными углами.

На пожарных автомобилях и АЦ применялся унифицированный центробежный насос ПН-40УВ и его аналоги. Эти насосы надежны в эксплуатации, они полностью обеспечивают подачу воды или растворов пенообразователя при тушении пожаров на различных объектах.

Разработка пожарных насосов нового поколения оказала влияние на расширение тактических возможностей АЦ. Вследствие этого стало возможным осуществлять переход от тушения насосами нормального давления к тушению посредством подачи воды или пены при высоком давлении — с использование комбинированных насосов или насосов высокого давления. Кроме того, созданы АЦ с насосами, работающими только от водопроводной сети.

Некоторые заводы практикуют установку на пожарных автомобилях насосов иностранных фирм, например Розенбауэр или Циглер.

Также, выпускаются АЦ гибридного типа, на которые устанавливаются автолестницы или коленчатые подъемники обладающие различными характеристиками. Автоцистерны с лестницей или коленчатым подъемником (АЦЛ, АЦКП) позволяют проводить работы на высоте до 17-20 метров и могут эффективно использоваться в городах и районах с застройкой домов 5–6 этажей.

Пожарная автоцистерна с лестницей (АЦЛ) — это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению пожара, использования при аварийно-спасательных работах.

Пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником (АЦПК) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с люлькой (подъемной платформой) и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению пожара и использования при аварийно-спасательных работах.

АВТОМОБИЛИ НАСОСНО-РУКАВНЫЕ (АНР)

Пожарный автомобиль насосно-рукавный (АНР) — это пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению пожаров.

АНР относятся к основным пожарным автомобилям общего применения. Их основное отличие от АЦ заключается в отсутствии цистерны. За счёт высвободившегося объёма и массы автомобиль вывозит большее количество напорных рукавов, имеет увеличенный объём пенобака и, как правило, удлинённый салон боевого расчёта, допускающий размещение 9 человек.

АНР обеспечивает прибытие боевого расчета, аварийно-спасательного оборудования, пожарно-технического оборудования, инструментов, техники, необходимой для установления связи при труднопроходимой местности.

Основной задачей АНР является подача воды от водоисточника или непосредственно к месту пожара, или к автоцистерне, работающей «вперекачку». Запас рукавов и большая численность боевого расчёта обеспечивают быструю прокладку магистральных рукавных линий. АНР обеспечивает высокую скорость прокладки рукавных линий на большие расстояния до 40 км/ч.

При наличии открытых источников насосно-рукавный автомобиль осуществляет забор воды с глубины 15 метров относительно уровня модуля или 60 метров по горизонтальной линии от поверхности водоема до насоса.

Забор воды может быть организован вне зависимости от приспособленности водоемов с обрывистыми берегами, так же забор воды может быть выполнен с мостов, причалов, эстакад и т.д.

Автомобиль насосно-рукавный может выполнять откачку значительных объемов воды при чрезвычайных ситуациях природного характера.

При сворачивании комплекса подъем рукавов выполняется механизировано.

Конструктивными особенностями машины является среднее расположение насоса ПН-40, а также обращённый вперёд всасывающий патрубок, за счёт чего облегчается подъезд к водоисточнику. Свободный от насосной установки задний отсек кузова, предназначенный для размещения рукавов, упрощает прокладку магистральной линии на ходу.

Современные образцы насосно-рукавных автомобилей имеют уже несколько иную направленность. На них численность боевого расчёта уменьшена до 7-ми или даже до 3-х человек и увеличен до 1400 метров возимый запас напорных рукавов.

АВТОМОБИЛЬ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Пожарный автомобиль первой помощи (АПП) — это пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.

АПП относятся к основным пожарным автомобилям общего применения, и в настоящее время приобретают всё большее распространение, зачастую решая те же задачи, что и автоцистерны. Возросшая роль АПП напрямую связана с увеличением интенсивности дорожного движения в городах, где небольшие габариты и высокие динамические характеристики этих машин могут стать решающим фактором для своевременного прибытия к месту пожара и его тушения в начальной стадии.

АВТОМОБИЛЬ С НАСОСОМ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ

Пожарный автомобиль с насосом высокого давления (АВД) — это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.

Проблема тушения пожаров на высотных объектах в наше время очень актуальна. С помощью АВД проводят тушение пожаров в высотных зданиях путем подачи воды и водных растворов пенообразователей по рукавным линиям высокого давления.

АВТОМОБИЛЬ АЭРОДРОМНЫЙ

Пожарный аэродромный автомобиль (АА) — это пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.

По требованию международной организации гражданской авиации (ИКАО) аэродромные ПА должны развивать скорость более 100 км/ч, а разгон до 80 км/ч должен осуществляться за время 40 – 45 с.

Тушение пожаров на аэродромах осуществляется только огнетушащими веществами, которые содержатся в цистернах пожарных автомобилей. Поэтому аэродромные пожарные автомобили создаются на шасси большой грузоподъемности.

Необходимость движения на взлетно-посадочной полосе и вне ее требует, чтобы использовались полноприводные шасси с колесной формулой 6х6 или 8х8.

Задачи по тушению пожаров характеризуются узким диапазоном работ, поэтому численность боевых расчетов на них невелика – 3 – 4 человека, включая водителя.

Для тушения пожаров или покрытия пеной взлетно-посадочной полосы требуется большой расход огнетушащих веществ, поэтому управляющая арматура водопенных коммуникаций оборудуется пневмо- или гидроэлектроприводом.

По назначению пожарные аэродромные автомобили разделяются на:

  • стартовые;
  • основные.

Стартовые пожарные автомобили находятся на дежурстве вблизи взлетно-посадочной полосы непрерывно. Они, как и дежурные пожарные автомобили, оборудованы подогревающими устройствами цистерны с водой, пенобака, насосного отсека. На них используются подогреватели типа ПДЖ-600(теплопроизводительность до 25 МДж) или электроподогреватели. Общая мощность электроподогревателей достигает на некоторых машинах 12 кВт.

Пожарные аэродромные автомобили имеют дополнительные средства тушения. Такими средствами могут быть переносные установки СЖБ-50, порошковые огнетушители ОП-100, углекислотные установки с запасом углекислоты в количестве 50 – 100 кг. Кроме обычной комплектации ПТВ, характерной для любого основного пожарного автомобиля общего применения, стартовые автомобили дополнительно вывозят специальный инструмент и оборудование, необходимое для проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров на воздушных судах.

Основные пожарные автомобили (аэродромные основные пожарные автомобили) располагаются в пожарной части и выезжают по сигналу тревоги. К ним относятся АА-60(7310)160.01 и АА-60(7310)220 на шасси повышенной проходимости МАЗ-7310, а также АА-15/80-100/3 (790912)ПМ-539 на шасси МЗКТ-790912.

Аэродромные пожарные автомобили укомплектованы пожарными напорными рукавами различных диаметров (по 4 – 6 штук), всасывающими и напорно-всасывающими рукавами.

Для вскрытия фюзеляжа на машинах могут быть одна-две дисковые пилы ПДС-400.

АВТОМОБИЛЬ ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ

Пожарный автомобиль порошкового тушения (АП) – это пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.

АП предназначены для тушения пожаров на предприятиях химической и нефтеперерабатывающей промышленности, объектах газо- и нефтедобычи, а также на атомных электростанциях, электрических подстанциях и в аэропортах.

К ПА порошкового тушения предъявляют специальные требования. Порошковая установка монтируется на шасси автомобилей, как правило, повышенной проходимости. Параметры шасси подбираются в зависимости от массы вывозимого огнетушащего порошкового средства (ОПС). Основным элементом порошковой установки является сосуд для хранения порошка. В верхней части сосуда предусмотрена горловина для проведения технического осмотра и для немеханизированной зарядки порошком. В нижней части сосуда имеется люк для удаления остатков порошка. Сосуды оборудуются запорно–пусковой и предохранительной арматурой

Порошковая установка ПА может состоять из 1 – 2 и более сосудов. Количество лафетных стволов должно быть 1 или 2. Длина рукавных линий обычно составляет от 20 до 60 м. Порошок на очаг пожара может подаваться через лафетные стволы или по рукавам через ручные стволы. Лафетные стволы обеспечивают расход от 20 до 100 кг/с. Они поворачиваются в горизонтальной плоскости на 360 о и в вертикальной плоскости в пределах от -15 до +75о. Ручные стволы имеют расход порошка не более 5 кг/с. Их количество, как правило, не менее 2. Стволы и рукавные линии целесообразно хранить в отсеках кузова ПА подсоединенными к системе порошковых коммуникаций. Порошковые струи должны обладать большой огнетушащей дальностью.

Работа порошковых установок пожарных автомобилей основана на пневматическом вытеснении порошка из сосуда по трубопроводам или рукавным линиям. При этом порошок переводится в псевдоожиженное состояние, т.е. приобретает текучесть и возможность транспортироваться по трубопроводам и рукавам. Истекающая под давлением газопорошковая смесь формируется в виде порошковой струи, направляемой на очаг пожара.

В зависимости от способа подготовки порошка к транспортированию установки порошкового тушения, используемые на ПА, можно разделить на следующие типы:

  • 1.С псевдосжижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через пористый элемент (аэроднище). В установках этого типа псевдожижение порошка происходит при увеличении давления в сосуде. В процессе выдачи порошка подача газа в сосуд возобновляется и происходит непрерывно. В качестве аэрирующих устройств используются пористые перегородки. Истечение порошковой аэросмеси из лафетных и ручных стволов происходит под постоянным давлением в сосуде.
  • 2.С псевдосжижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через форсунки. Установки этого типа по режиму введения газа в сосуд аналогичны первому типу и отличаются только устройствами для псевдосжижение порошка, представляющими собой форсунки. Форсуночный способ подачи газа в сосуд получил наиболее широкое распространение при создании ПА порошкового тушения как в нашей стране, так и за рубежом.
  • 3.С совместным хранением порошка и сжатого газа в сосуде (установки закачного типа). В установках этого типа порошок и сжатый газ содержатся в одном сосуде под высоким давлением. При работе порошковой установки истечение порошка происходит под переменным давлением.

Сжатый газ хранится в баллонах под высоким давлением 15 – 20 МПа. После вскрытия вентилей баллонов сжатый газ поступает в редуктор, где его давление снижается до рабочего, и далее под пористый элемент в сосуд для хранения порошка. Через аэроднище сжатый газ отдельными рассеянными струйками проходит сквозь слой порошка и переводит его в псевдоожиженное состояние. При достижении рабочего давления установка готова к работе.

После этого открывают шаровые краны и порошок подается к лафетному или ручному стволу. После тушения пожара закрывают шаровые краны подачи порошка и продувают рукавные линии от его остатков. Для этого открываются вентили продувки и рукавные линии и трубопроводы продуваются сжатым газом от остатков порошка, предотвращая его слеживаемость.

Аналогичным образом работает и порошковая установка второго типа. Только в этом случае газ поступает в рабочий сосуд через форсунки.

Принцип работы порошковой установки третьего типа отличается от двух других. Сжатый воздух и порошок массой 5000 кг хранятся в сосуде под высоким давлением, например, 3,2 МПа. Иногда вследствие негерметичности установки происходит снижение давления воздуха в сосуде. Как только величина давления снижается до 2,8 МПа, датчик давления выдает сигнал на блок автоматики, который включает в работу малогабаритный компрессор. Компрессор доводит значение давления воздуха в сосуде до 3,2 МПа и отключается.

Во время боевого дежурства пожарного автомобиля малогабаритный компрессор порошковой установки постоянно подсоединен к электрической сети через быстроразъемное соединение. При открытии шарового крана подачи порошка высокое давление выталкивает первую порцию порошка и в сосуде происходит расширение газопорошковой смеси. В результате работы порошковой установки истечение газопорошковой смеси осуществляется под переменным давлением. После окончания подачи порошка продувка рукавных линий производится воздухом, отбираемым из верхней части сосуда порошковой установки.

АВТОМОБИЛЬ ПЕННОГО ТУШЕНИЯ

Пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ) — это пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.

Основная область применения автомобилей пенного тушения – тушение пожаров на объектах добычи, переработки, хранения нефти и газа, а также, других горючих легковоспламеняющихся веществ. Так же автомобилями пенного тушения оснащаются специализированные пожарно-спасательные подразделения, подразделения предназначенные для тушения крупных пожаров, а так же опорные пункты пожаротушения.

Автомобиль пенного тушения состоит из: шасси, кабины водителя и пожарного расчета, пожарной надстройки, на которой размещены емкость для пенообразователя, коммуникации для подачи огнетушащих веществ, отсеки для размещения пожарного оборудования и инструмента.

Для хранения и транспортировки огнетушащих веществ на шасси автомобиля установлена одна или несколько емкостей, которые покрыты теплоизоляционным материалом, уложенным между их стенками и наружной обшивкой. Внутри емкости изготовленной из нержавеющей стали установлены дренажная труба и успокоители, а внизу вварен всасывающий патрубок, предназначенный для ее заполнения или опорожнения с помощью насоса или самотеком. Наверху емкости имеется люк для ее осмотра и наливания горловина. В задней стенке емкости вмонтированы датчики уровня жидкости. Контрольные лампочки сигнализации уровня жидкости расположены на панелях приборов в заднем отсеке и в кабине водителя.

Для поддержания положительной температуры пенообразователя в емкостях и в отсеке насосной установки предусмотрена система обогрева.

Для формирования раствора пенообразователя и подачи воздушно-механической пены на АПТ имеются пеногенераторы ГПС-600, ГПС-2000 или иные аналогичные приборы. Так же могут быть установлены пеноподъемники, переносные пеносмесители, и иная рукавная арматура.

Насосная установка может:

  • забирать воду из водоисточника, пенообразователь из собственной емкости и транспортировать раствор к техническим средствам подачи пены;
  • забирать пенообразователь и транспортировать его в магистральную рукавную линию или всасывающую полость насоса через пенную вставку.

АВТОМОБИЛЬ КОМБИНИРОВАННОГО ТУШЕНИЯ

Пожарный автомобиль комбинированного тушения (АКТ) — это пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.

Сущность комбинированного способа тушения пожаров заключается в последовательной или одновременной подаче на очаг горения двух и более огнетушащих веществ. Наибольшее распространение получили пожарные автомобили комбинированного тушения, подающие на очаг горения огнетушащее порошковое средство (ОПС) и воздушно-механическую пену. ОПС ликвидирует пламенное горение, а воздушно-механическая пена препятствует повторному воспламенению и дотушивает локальные участки горения. Достоинство такого способа заключается в надежности тушения и эффективном использовании огнетушащих веществ.

При комбинированном способе тушения необходимо применять такие ОПС и пенообразователи, которые обеспечивают оптимальную стойкость пены при ее взаимодействии с порошком

Классификация АКТ зависит от ряда признаков. На компоновку влияет тип установки (порошковая, пенная или водопенная), а также конструкция базового шасси. Как правило, такие автомобили монтируют на шасси повышенной проходимости. Выбор шасси определяется, прежде всего, его назначением, при защите того или иного объекта. В связи с этим запас огнетушащих веществ может колебаться в широких пределах, а их общая масса может быть от 1 до 10 т. Таким образом, для компоновки пожарных АКТ используются шасси с различной грузоподъемностью.

На легких АКТ применяют порошковые установки в комбинации с пенными, т.е. без насосного агрегата. В этом случае для подачи раствора пенообразователя из сосуда к пенным стволам или генераторам пены средней кратности используется энергия сжатого газа, который хранится в баллонах под высоким давлением. На средних АКТ применяют порошковые установки в комбинации, как правило, с водопенными насосного типа.

АВТОМОБИЛЬ ГАЗОВОГО ТУШЕНИЯ

Пожарный автомобиль газового тушения (АГТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.

Автомобили газового тушения предназначены для тушения пожаров в закрытых объемах объектов со значительными материальными ценностями. К ним относятся музеи, архивы, банки, склады. Кроме того, они могут применяться для тушения пожаров в аккумуляторных, электроустановках, кабельных тоннелях и др.

Объемное тушение основано на создании в защищенном объекте среды, не поддерживающей горения. Наряду с возможностью быстрого тушения этот способ обеспечивает предотвращение взрывов при накоплении в помещении горючих газов и паров.

В качестве огнетушащих составов при этом способе тушения используют инертные газы. К ним относятся двуокись углерода СО2, азот N2 и др. Наиболее широко применяется СО2. В АГТ он в количестве 25 – 30 кг закачивается в баллоны вместимостью 40 л. Следовательно, коэффициент наполнения баллонов находится в пределах 0,62 – 0,70. Рабочее давление СО2 в баллонах считается равным 15 МПа. Максимальное его значение не должно превышать 25 МПа.

АВТОМОБИЛЬ НАСОСНАЯ СТАНЦИЯ

Пожарная автонасосная станция (ПНС) — это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.

Пожарные автонасосные станции предназначены для тушения крупных пожаров и применяются тогда, когда требуется подача большого количества огнетушащих веществ.

ПНС обеспечивают подачу воды по магистральным рукавным линиям: к передвижным лафетным стволам, к пожарным автомобилям, к месту крупного пожара для создания резервного запаса воды.

Поскольку ПНС используются в качестве узла водопитания на пожаре, что подразумевает значительный объем перекачиваемой к другим пожарным автомобилям или средствам подачи огнетушащих веществ, то возникла необходимость установки на них насосных установок повышенной производительности. Как правило производительность таких насосов составляет 100л/с и выше. Наиболее распространенным пожарным насосом используемым для создания насосных установок ПНС является ПН-110 и его модификации.

ПНС монтируются на шасси высокой проходимости, что позволяет ей оперативно изменять место установки и быстро начинать работу.

Такие станции обеспечивают работу трех-четырех автоцистерн с подачей их насосами 30 – 40 л/с воды. Они перекачивают воду на расстояние до 2 км.

При использовании сборно-разборных металлических трубопроводов подача воды может быть увеличена на большие расстояния.

При тушении крупных пожаров ПНС применяется совместно с рукавными автомобилями, автомобилями водопенного тушения, пожарными автоцистернами. Они эффективно используются при тушении крупных пожаров лесных массивов, торфяников, больших складов. При тушении газовых и нефтяных фонтанов они обеспечивают работу автомобилей газоводяного тушения (АГВТ).

Современные ПНС создаются на шасси грузовых автомобилей повышенной проходимости КамАЗ, ЗиЛ, МАЗ, а в последнее время и на базе автомобилей импортного производства.

На ПНС, как правило, имеются два двигателя: двигатель шасси и двигатель привода насоса. Следовательно, в отличие от автоцистерн, на которых двигатели работают в двух режимах – транспортном и стационарном, на ПНС двигатель шасси эксплуатируется только в транспортном режиме и ненагруженном стационарном, а двигатель насоса – только в стационарном режиме.

АВТОМОБИЛЬ ГОЗОВОДЯНОГО ТУШЕНИЯ

Пожарный автомобиль газоводяного тушения (АГВТ) — это пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.

АГВТ состоит из следующих составных частей: шасси, поворотная платформа с турбореактивным двигателем и лафетными стволами, отсеки для пожарно-технического вооружения, система гидравлического управления турбореактивным двигателем, система подачи топлива, система защиты от теплового излучения.

Турбореактивный двигатель состоит из коробки приводов, входных воздушных патрубков, через которые воздух под разрежением поступает в колесо компрессора, откуда после сжатия подается через направляющие лопатки в камеры сгорания. В эти камеры через форсунки подается под давлением топливо, которое смешивается с воздухом и сгорает в жаровых трубах. Продукты сгорания поступают на лопатки колеса газовой турбины. Часть энергии газов используется для привода компрессора и вспомогательных агрегатов двигателя. Большинство отработавших газов из турбины поступает в реактивное сопло, в котором при струйном истечении создается реактивная тяга. Запуск ТРД осуществляется с помощью электро- или турбостартера.

Система защиты от теплового излучения заключается в орошении водой отсеков и колес автомобиля через специальные подведенные патрубки, а также вывешиваются теплоотражающие экраны.

При тушении пожара управление ТРД производится с выносного пульта. Лафетные стволы подают воду в поток отработавших газов, соз­давая газоводяной поток, направляемый на газовый или нефтя­ной фонтан.


Скачать скачан 104 раза
Просмотр содержимого документа
Внимание!!! Если документ не открылся, обновите страницу, возможно несколько раз. Для удобного чтения разверните документ кликнув на иконку в правом верхнем углу.
778