IX. Организация контроля за материально-техническим обеспечением МЧС России
Виды контроля
462. В целях эффективной организации МТО планируются и осуществляются мероприятия по контролю за своевременным, всесторонним и полным обеспечением территориальных органов (учреждений), а также законностью расходования, сохранностью МТС. Контроль должен охватывать все виды обеспечения территориального органа (учреждения).
463. Основными задачами контроля за МТО территориальных органов (учреждений) являются:
- проверка соблюдения требований законодательства, нормативных правовых актов МЧС России;
- оказание помощи должностным лицам в организации МТО;
- выявление и предупреждение возможных злоупотреблений и нарушений со стороны должностных лиц, ответственных за МТО.
464. При осуществлении контроля за МТО территориальных органов (учреждений) проводятся следующие мероприятия:
— установление правильности определения потребности в МТС, объектах недвижимости и земельных участках, проверка их наличия, истребования, получения, распределения и выдачи по назначению, а также доведение до личного состава МТС по установленным нормам;
— определение соблюдения законности в использовании МТС, расходовании моторесурсов;
— проверка организации учета, хранения, эксплуатации, ремонта и освежения запасов МТС;
— определение соблюдения сроков и качества проведения контрольных мероприятий по подчиненным службам, организации и состояния внутреннего контроля;
— проверка организации работы по экономии, рациональному расходованию МТС и коммунально-энергетических ресурсов, обеспечению сохранности федеральной собственности, состояния работы по предупреждению утрат МТС;
— проверка организации противопожарной защиты объектов материально-технической базы территориального органа (учреждения), соблюдения требований пожарной безопасности при хранении, ремонте и эксплуатации МТС, наличия и состояния средств пожаротушения, их готовности к применению;
— определение выполнения требований обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды;
— определение соблюдения установленных норм расходования МТС, сырьевых, топливно-энергетических и других ресурсов;
— проверка качества планирования МТО, выполнения утвержденных планов;
— определение выполнения предложений и устранения недостатков по актам предыдущих инвентаризаций МТС, ревизий, других видов проверок МТО, а также указаний должностных лиц вышестоящих органов управления.
465. Контроль за МТО территориальных органов (учреждений) подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль осуществляется в период, предшествующий подписанию первичных документов и проведению планируемых мероприятий по МТО территориальных органов (учреждений), в целях предупреждения незаконного и нецелесообразного расходования МТС, а также их утрат.
Текущий контроль осуществляется для проверки сохранности, качественного состояния, норм обеспечения и законности на стадии применения, эксплуатации, истребования, получения, учета, хранения и выдачи МТС.
Предварительный и текущий контроль осуществляются каждым должностным лицом, ответственным за МТО, в пределах предоставленных ему прав.
Основной формой текущего контроля являются проверка и смотр (осмотр).
Последующий контроль осуществляется в ходе проведения проверок (инспектирований) территориальных органов (учреждений) должностными лицами, в том числе структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, в целях проверки законности, целесообразности и правильности уже совершенных операций.
Основными формами последующего контроля являются:
- инвентаризация имущества и обязательств;
- проверка отдельных вопросов МТО;
- ревизия хозяйственной деятельности в части МТО.
Организация контроля за материально-техническим обеспечением
466. Проверка состояния МТО территориальных органов (учреждений) представляет собой комплекс обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности хозяйственной деятельности в части МТО, правильности ее отражения в документах учета и отчетности, а также законности действий руководителей (начальников) и иных должностных лиц территориальных органов (учреждений), на которых возложена ответственность за МТО.
467. Проверка отдельных вопросов МТО, проводимая по решению руководителя (начальника) территориального органа (учреждения), является формой внутреннего контроля и проводится по отдельным вопросам один раз в год (по состоянию на 1 июля текущего года) инвентаризационной комиссией территориального органа (учреждения).
468. Порядок проведения проверки отдельных вопросов МТО, сроки проведения и состав инвентаризационной комиссии, создаваемой сроком на один год, определяются приказом руководителя (начальника) территориального органа (учреждения).
Председателем инвентаризационной комиссии назначается заместитель руководителя (начальника) территориального органа (учреждения), а членами комиссии - должностные лица, знающие требования по организации, ведению и контролю хозяйственной деятельности в части МТО и не связанные в служебном отношении с проверяемыми должностными лицами.
469. Внеплановый последующий контроль МТО может проводиться по решению руководителя (начальника) территориального органа (учреждения), а также старших руководителей (начальников) в случаях:
- смены руководителя (начальника) территориального органа (учреждения);
- наличия информации о злоупотреблениях, недостатках в деятельности тех или иных служб, поступления жалоб;
- смены материально ответственных лиц территориального органа (учреждения);
- стихийного бедствия, пожара или других ЧС природного и (или) техногенного характера;
- приема (сдачи) дел и должности должностными лицами, ответственными за МТО;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством.
470. По результатам проверки МТО составляется акт проверки в произвольной форме.
Акт составляется в двух экземплярах: первый экземпляр - для проверяющего органа, второй экземпляр - для проверяемого территориального органа (учреждения).
Приказ МЧС России от 01.10.2020 г. № 737
«Об утверждении Руководства по организации материально-технического обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»