ПОЖАРНЫЕ РЕБЯТА

II. Порядок организации деятельности 
пожарно-спасательных гарнизонов


3. Гарнизоны подразделяются на территориальные и местные. Местные гарнизоны входят в состав территориального гарнизона.

В территориальный гарнизон объединяются подразделения, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации.

В местные гарнизоны объединяются подразделения, расположенные на территориях городского или сельского поселения, одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения (далее - муниципальное образование).

4. Границами гарнизонов являются:

  • территориального гарнизона - границы субъекта Российской Федерации;
  • местного гарнизона - границы одного или нескольких граничащих между собой муниципальных образований.
  • Абзац утратил силу. - Приказ МЧС России от 28.02.2020 № 129.

5. Информационное обеспечение деятельности гарнизонов осуществляется соответствующими центрами управления в кризисных ситуациях[1] (далее - ЦУКС).

6. К силам и средствам гарнизона относятся:

а) должностные лица гарнизона и личный состав подразделений гарнизона;

б) пожарная техника, находящаяся на вооружении подразделений гарнизона:

  • мобильные средства пожаротушения (пожарные (пожарно-спасательные автомобили (далее - ПА), пожарные самолеты, вертолеты, пожарные поезда, пожарные суда, приспособленные технические средства (тягачи, прицепы и трактора), пожарные мотопомпы);
  • первичные средства пожаротушения (переносные и передвижные огнетушители, пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания, генераторные огнетушители аэрозольные переносные);
  • пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы);
  • средства индивидуальной защиты людей при пожаре (средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (далее - СИЗОД) и средства индивидуальной защиты пожарных) и средства спасения людей при пожаре (индивидуальные и коллективные);
  • пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный);

в) вспомогательная техника, находящаяся на вооружении подразделений гарнизона;

г) аварийно-спасательная техника (аварийно-спасательные автомобили, мотоциклы, мотовездеходы, беспилотные авиационные системы, робототехнические комплексы, плавательные средства), находящаяся на вооружении подразделений гарнизона;
(в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)

д) огнетушащие вещества, имеющиеся в подразделениях гарнизона;

е) инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим, находящиеся на вооружении подразделений гарнизона;

ж) специальные системы и средства связи и управления действиями по тушению пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС);
(в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)

з) другое имущество, оборудование и инструменты применительно к конкретному виду ЧС, находящиеся на вооружении подразделений гарнизона.

7. В каждом гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы.

8. Гарнизонная служба создается для организации управления и координации деятельности подразделений гарнизона, обеспечения постоянной готовности сил и средств гарнизона к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ и других неотложных работ, в том числе при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее - проведение АСР), обеспечения взаимодействия со службами жизнеобеспечения, охраны общественного порядка и здравоохранения населенных пунктов и организаций, расположенных в границах гарнизона (далее - службы жизнеобеспечения), организации связи между подразделениями гарнизона и службами жизнеобеспечения, единого квалифицированного руководства силами и средствами гарнизона в повседневной деятельности и при тушении пожаров, проведении АСР.
(п. 8 в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)

9. Задачами гарнизонной службы являются:

  • создание условий для эффективного применения сил и средств гарнизона при тушении пожаров и проведении АСР;
  • создание единой системы управления силами и средствами гарнизона;
  • организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;
  • организация применения сил и средств гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР;
  • обеспечение руководства силами и средствами гарнизона в повседневной деятельности и при тушении пожаров, проведении АСР;
  • контроль готовности подразделений гарнизона к тушению пожаров и проведению АСР, проведение проверок организации караульной службы в подразделениях гарнизона;
  • организация совместной подготовки подразделений, организации связи и взаимодействия со службами жизнеобеспечения;
  • организация и проведение совместных мероприятий с подразделениями гарнизона;
  • обеспечение подготовки личного состава подразделений гарнизона, должностных лиц гарнизона, путем проведения пожарно-тактических учений и занятий по решению пожарно-тактических задач, оперативно-тактического изучения объектов (далее соответственно - ПТУ, ПТЗ, ОТИ), соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий;
    (в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)
  • разработка и осуществление мероприятий по привлечению личного состава, свободного от несения службы (работы), к тушению пожаров и проведению АСР;
  • изучение и разбор крупных пожаров, а также контроль за подготовкой их описаний, разработка мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих возникновению и развитию пожаров;
  • осуществление учета и контроля сил и средств гарнизона.

10. Караульная служба предназначена для обеспечения готовности личного состава, мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и аварийно-спасательного инструмента, снаряжения, средств связи и огнетушащих веществ подразделений гарнизона к действиям по тушению пожаров и проведению АСР, профессиональной подготовки личного состава подразделений гарнизона. Задачи и функции караульной службы определяются Уставом подразделений пожарной охраны, утверждаемым МЧС России[2].

11. Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в гарнизоне создается нештатный орган управления гарнизоном (далее - Управление гарнизона) и назначаются следующие нештатные должностные лица гарнизона:

  • начальник гарнизона;
  • заместитель (заместители) начальника гарнизона (по оперативному реагированию, по взаимодействию со службами жизнеобеспечения, по тыловому обеспечению, по проведению профилактических мероприятий по особо важным и режимным объектам);
    (в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)
  • оперативный дежурный гарнизона;
  • диспетчер гарнизона;
  • начальники нештатных служб гарнизона (оперативного реагирования, газодымозащитной, технической, связи, профилактики пожаров).

В случае создания местного гарнизона на территории нескольких муниципальных образований, в целях координации подразделений гарнизона, находящихся на удалении, при необходимости может назначаться отдельный заместитель начальника гарнизона из числа должностных лиц указанных подразделений.

12. В Управление гарнизона могут включаться представители администрации субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, служб жизнеобеспечения и подразделений, входящих в состав гарнизона.

13. Порядок создания Управления гарнизона, перечень должностных лиц гарнизона и их обязанности определяются приказом начальника территориального органа МЧС России - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России).

14. В целях организации и проведения совместных мероприятий подразделений гарнизона начальником гарнизона ежегодно утверждается План гарнизонных мероприятий (приложение № 1 к настоящему Положению).
План гарнизонных мероприятий составляется на год (полугодие) и доводится до руководителей подразделений гарнизона.

В Плане гарнизонных мероприятий указываются мероприятия, не предусмотренные планами основных мероприятий и планом профессиональной подготовки. В Плане гарнизонных мероприятий могут быть предусмотрены другие разделы.
(п. 14 в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)

15. Начальниками гарнизонов по должности являются:

  • территориального гарнизона - начальник ГУ МЧС России;
  • местного гарнизона - начальник пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы (далее - ФПС), дислоцированного на территории муниципального образования, а при отсутствии пожарно-спасательного подразделения ФПС - сотрудник органа ГПН, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров[3].

16. Начальник гарнизона обязан:

  • осуществлять руководство подразделениями гарнизона самостоятельно или через Управление гарнизона;
  • осуществлять руководство должностными лицами гарнизона;
  • осуществлять организацию и контроль несения гарнизонной и караульной служб;
  • определять должностных лиц гарнизона, разрабатывать их должностные инструкции (должностные регламенты);
  • определять порядок руководства тушением пожаров и ликвидацией ЧС в гарнизоне;
    (в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)
  • определять порядок выезда должностных лиц гарнизона на тушение пожаров и проведение АСР;
  • осуществлять организацию контроля за своевременностью прохождения аттестации на право руководства тушением пожаров и ликвидацией ЧС должностными лицами гарнизона и руководящим составом подразделений гарнизона;
  • знать оперативную обстановку на территории гарнизона;
  • руководить нештатными службами гарнизона;
  • осуществлять организацию пожарно-тактической подготовки в гарнизоне;
  • осуществлять организацию работы аэромобильной группировки ГУ МЧС России (далее - АМГ) и опорных пунктов по тушению крупных пожаров и проведению АСР (далее - ОП), расположенных на территории гарнизона;
  • определять порядок привлечения сил и средств гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР;
  • осуществлять контроль за соблюдением правил охраны труда личным составом подразделений гарнизона и должностными лицами гарнизона;
  • утверждать План гарнизонных мероприятий;
    (в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)
  • отдавать распоряжения по вопросам оперативно-служебной деятельности, обязательные для исполнения руководством подразделений гарнизона и должностными лицами гарнизона;
  • разрабатывать график дежурства должностных лиц подразделений Государственной противопожарной службы (далее - ГПС) в качестве оперативного дежурного гарнизона (при отсутствии в подразделениях ГПС гарнизона штатной должности оперативного дежурного);
    (в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)
  • оказывать содействие дружинам юных пожарных, добровольным пожарным и социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории гарнизона;
  • выезжать на тушение пожаров и проведение АСР в качестве руководителя тушения пожаров (руководителя ликвидацией ЧС) (далее соответственно - РТП, РЛЧС);
  • оказывать содействие развитию в подразделениях гарнизона пожарно-спасательного спорта.

17. Начальник гарнизона вправе:

  • обращаться в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (далее - органы власти), в границах которых создан гарнизон, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением гарнизонной службы, организацией и осуществлением тушения пожаров и проведения АСР;
  • проверять готовность подразделений гарнизона к тушению пожаров и проведению АСР;
  • осуществлять временную передислокацию подразделений гарнизона при крупных пожарах (ЧС), введении особого противопожарного режима;
  • изменять состав техники, находящейся в боевом расчете подразделений гарнизона, за счет имеющейся в гарнизоне резервной техники с обязательным информированием учредителей (руководителей) подразделений гарнизона и диспетчера гарнизона;
  • осуществлять организацию проведения ПТУ, ПТЗ, ОТИ, соревнований, сборов, семинаров и других общегарнизонных мероприятий;
    (в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)
  • ходатайствовать перед руководителями (учредителями) подразделений гарнизона о применении мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий в отношении личного состава подразделений гарнизона.

18. Заместителями начальников гарнизонов являются:

  • территориального гарнизона - заместители начальника ГУ МЧС России по направлениям деятельности, руководители структурных подразделений ГУ МЧС России по направлениям деятельности, начальник (заместители начальника) противопожарной службы субъекта Российской Федерации, допущенные к руководству тушением пожаров и ликвидацией ЧС;
  • местного гарнизона - начальники (заместители начальников) подразделений ГПС, допущенные к руководству тушением пожаров и ликвидацией ЧС.

Заместители начальника гарнизона подчиняются начальнику гарнизона и выполняют обязанности в соответствии с должностными инструкциями (должностными регламентами) с учетом своей специализации.

19. В целях обеспечения постоянной готовности сил и средств гарнизона, управления ими при тушении пожаров и проведении АСР назначается оперативный дежурный гарнизона.

В оперативном отношении оперативный дежурный гарнизона подчиняется начальнику гарнизона.

20. Оперативным дежурным гарнизона является:

  • должностное лицо, замещающее штатную должность оперативного дежурного в подразделении ГПС;
  • должностное лицо подразделения ГПС, прошедшее аттестацию на право руководства тушением пожаров и ликвидацией ЧС (за исключением начальника караула, находящегося на суточном дежурстве), назначаемое на дежурные сутки в соответствии с утверждаемым начальником гарнизона графиком - при отсутствии в подразделении ГПС гарнизона штатной должности оперативного дежурного.

21. Оперативный дежурный гарнизона обязан:

  • знать уровень подготовки руководителей подразделений гарнизона и их заместителей, начальников караулов к тушению пожаров и проведению АСР;
  • проходить аттестацию на право руководства тушением пожаров и ликвидацией ЧС и при прибытии к месту пожара (ЧС) осуществлять руководство тушением пожара и ликвидацией ЧС;
  • знать перечень и место расположения наиболее важных, взрывопожароопасных организаций, их пожарную опасность, состояние средств связи, наличие сил и средств в гарнизоне, тактико-технические характеристики техники, имеющейся на вооружении подразделений гарнизона;
  • руководить в период дежурства нештатной службой оперативного реагирования гарнизона;
  • осуществлять контроль несения гарнизонной и караульной служб в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области организации деятельности пожарной охраны, других нормативных правовых актов МЧС России, а также выполнение указаний начальника гарнизона, в том числе при проведении выездных проверок подразделений гарнизона;
  • выезжать на тушение пожаров и проведение АСР в качестве РТП (РЛЧС);
  • знать оперативную обстановку в гарнизоне, контролировать устранение выявленных недостатков в подразделениях гарнизона, в том числе с выездом в подразделения гарнизона;
  • обеспечивать подготовку и проведение гарнизонных мероприятий, лично участвовать в их проведении;
  • осуществлять организацию в пределах компетенции и лично проводить ПТУ, ПТЗ, ОТИ, контролировать организацию и проведение ПТЗ и занятий по подготовке в подразделениях гарнизона;
    (в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)
  • осуществлять взаимодействие со службами жизнеобеспечения;
  • контролировать своевременную постановку в боевой расчет техники, в том числе вернувшейся в место постоянной дислокации после тушения пожаров и проведения АСР, рассматривать обоснованность вывода техники из боевого расчета и принимать соответствующие решения;
  • осуществлять организацию подготовки и разработки документов гарнизона;
  • контролировать работу диспетчеров гарнизона, подразделений гарнизона;
  • запрашивать и получать информацию о состоянии оперативной обстановки в гарнизоне, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам организации гарнизонной службы.

22. Оперативный дежурный гарнизона вправе:

  • проверять несение гарнизонной и караульной служб и проведение занятий по профессиональной подготовке в подразделениях гарнизона;
  • отдавать в период дежурства начальникам караулов подразделений гарнизона и должностным лицам нештатных служб гарнизона обязательные для исполнения распоряжения по вопросам гарнизонной и караульной служб, в том числе по временной передислокации техники, с последующим уведомлением об этом начальника гарнизона;
  • вносить предложения непосредственному руководителю (учредителю) подразделения гарнизона по отстранению личного состава от исполнения обязанностей в случае нарушения правил охраны труда, дисциплины при тушении пожаров и проведении АСР, на ПТУ, ПТЗ, ОТИ;
    (в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)
  • ходатайствовать перед начальником гарнизона о применении мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий в отношении личного состава подразделений гарнизона.

23. Диспетчером гарнизона назначается должностное лицо подразделения гарнизона, на которое возложены функции по приему и обработке сообщений о пожаре (ЧС).

24. Диспетчер гарнизона назначается в целях учета сил и средств гарнизона, приема и обработки сообщений о пожарах (ЧС), своевременной высылки подразделений гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР, поддержания связи с подразделениями гарнизона в местах их постоянной дислокации и при их следовании к месту пожара (ЧС), со службами жизнеобеспечения и наиболее важными взрывопожароопасными организациями, приема и передачи информации с места пожара (ЧС).

В оперативном отношении диспетчер гарнизона подчиняется оперативному дежурному гарнизона.

25. Диспетчер гарнизона при осуществлении своей деятельности обязан:

  • знать оперативную обстановку в гарнизоне, места дислокации и районы (подрайоны) выезда подразделений гарнизона, в том числе входящих в состав АМГ и ОП, перечень организаций, на которые по первому сообщению о пожаре (ЧС) подразделения гарнизона высылаются по повышенному номеру (рангу) пожара, список улиц, организаций, населенных пунктов и участков территории, не обеспеченных источниками наружного противопожарного водоснабжения (далее - безводные участки);
  • осуществлять прием и обработку поступивших сообщений по телефонным линиям связи или другими способами;
  • направлять к месту вызова силы и средства подразделений гарнизона в соответствии с расписанием выезда подразделений местного гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР;
  • обеспечивать передислокацию сил и средств гарнизона в рамках своей компетенции по согласованию с оперативным дежурным и начальником гарнизона;
  • обобщать сведения о силах и средствах гарнизона и представлять на утверждение начальнику гарнизона строевую записку гарнизона (приложение № 2 к настоящему Положению);
  • осуществлять прием и передачу информации с места пожара (ЧС);
  • выяснять с помощью справочной документации, а также через службы жизнеобеспечения, оперативно-тактические особенности организаций, уровень загазованности, радиационную обстановку, предполагаемые изменения метеоусловий и при получении сведений немедленно докладывать их РТП (РЛЧС);
  • задействовать схему оповещения личного состава при объявлении начальником гарнизона сбора личного состава гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР;
  • поддерживать связь с подразделениями гарнизона в местах их дислокации, при следовании к месту пожара (ЧС), на месте пожара (ЧС), а также со службами жизнеобеспечения и наиболее важными пожаровзрывоопасными организациями;
  • проверять наличие связи с подразделениями гарнизона и службами жизнеобеспечения не реже двух раз в сутки;
  • докладывать оперативному дежурному информацию об изменении оперативной обстановки на месте пожара (ЧС);
  • обеспечивать доведение до подразделений гарнизона информации, распоряжений начальника гарнизона, оперативного дежурного гарнизона и других должностных лиц гарнизона;
  • осуществлять ведение служебной документации диспетчера гарнизона;
  • осуществлять учет выездов подразделений гарнизона из мест постоянной дислокации;
  • осуществлять контроль за ведением радиообмена между подразделениями гарнизона;
  • соблюдать меры безопасности при работе с закрепленными средствами связи.

26. Диспетчер гарнизона вправе:

  • запрашивать у подразделений гарнизона информацию о силах и средствах, находящихся в боевом расчете и резерве подразделений гарнизона;
  • запрещать (после согласования с оперативным дежурным гарнизона или начальником гарнизона) выезд подразделений на ПТУ, ПТЗ, ОТИ при недостаточности в районе выезда подразделения сил и средств, в том числе в результате их нахождения на месте пожара (ЧС);
    (в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)
  • требовать от личного состава подразделений гарнизона устранения выявленных должностными лицами гарнизона нарушений, осложняющих оперативную обстановку в гарнизоне;
  • повышать номер (ранг) пожара до прибытия первых подразделений гарнизона к месту пожара (ЧС), при поступлении большого количества сообщений о пожаре (ЧС), а также с учетом складывающейся обстановки на месте пожара (ЧС);
  • уменьшать номер (ранг) пожара до № 1 и количество привлеченных сил и средств до одного отделения на основном ПА при наличии достоверной информации о пожарах (загораниях) небольших площадей и отсутствии распространения огня до прибытия первого РТП (по согласованию с оперативным дежурным гарнизона или начальником гарнизона);
    (в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)
  • вмешиваться в радиообмен между двумя радиостанциями для вызова дополнительных сил и объявления повышенного номера (ранга) пожара.

27. Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в гарнизонах создаются следующие нештатные службы:

а) основные:
- оперативного реагирования;
- газодымозащитная (далее - ГДЗС);
- техническая;
- связи;
б) дополнительные:
- профилактики;
- радиационно-химическая;
- охраны труда.

В местных гарнизонах разрешается не создавать нештатную службу связи и радиационно-химическую службу.
(п. 27 в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)

28. Нештатные службы территориального гарнизона возглавляются должностными лицами ГУ МЧС России, должностными лицами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подведомственные подразделения которых входят в состав территориальных и функциональных подсистем РСЧС.

Нештатные службы местного гарнизона возглавляются должностными лицами подразделений ФПС, сотрудниками органов ГПН или подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации, ответственными за данные направления деятельности.

В состав нештатных служб входят представители подразделений гарнизона, подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
(абзац введен Приказом МЧС России от 28.02.2020 № 129)

29. Нештатная служба оперативного реагирования создается для обеспечения руководства гарнизонной службой, контроля состояния боеготовности и осуществления пожарно-тактической подготовки в гарнизоне, проведения общегарнизонных мероприятий, своевременного реагирования на изменение оперативной обстановки в гарнизоне.

В состав нештатной службы оперативного реагирования входят оперативный дежурный гарнизона, диспетчер гарнизона и другие должностные лица службы оперативного обеспечения центрального пункта пожарной связи (далее - ЦППС), а также диспетчеры пунктов связи части гарнизона (далее - ПСЧ).

При отсутствии в подразделениях ГПС гарнизона штатной должности оперативного дежурного нештатная служба оперативного реагирования гарнизона возглавляется заместителем начальника гарнизона по оперативному реагированию.

30. Нештатная ГДЗС создается для обеспечения ведения действий по тушению пожаров в непригодной для дыхания среде с использованием СИЗОД, технических и мобильных средств противодымной защиты (ПА дымоудаления, переносные дымососы).

31. В состав нештатной ГДЗС включаются силы и средства подразделений гарнизона, предназначенные для обеспечения функций ГДЗС, в том числе базы и обслуживающие посты ГДЗС, тренировочные комплексы и технические средства для подготовки личного состава.

32. Начальником нештатной ГДЗС назначается должностное лицо, находящееся на штатной должности в подразделении ГПС гарнизона, имеющее допуск к работе в непригодной для дыхания среде.

33. Начальник ГДЗС при осуществлении своей деятельности обязан:

  • руководить личным составом, входящим в состав ГДЗС, в период несения им боевого дежурства;
  • оказывать помощь руководителям подразделений гарнизона в организации деятельности ГДЗС;
  • контролировать деятельность по оснащению и содержанию баз и обслуживающих постов ГДЗС, тренировочных комплексов ГДЗС, организации эксплуатации и технического обслуживания СИЗОД;
  • обеспечивать и лично контролировать готовность личного состава подразделений гарнизона к работе в непригодной для дыхания среде с использованием СИЗОД, принимать меры к устранению выявленных недостатков;
  • осуществлять организацию и контроль за соблюдением требований охраны труда при работе в СИЗОД;
  • проводить анализ деятельности ГДЗС в гарнизоне;
  • осуществлять организацию создания и работы комиссий по аттестации и допуску личного состава ГДЗС к использованию СИЗОД;
  • осуществлять организацию и лично проводить занятия с газодымозащитниками, а также обеспечивать подготовку личного состава ГДЗС;
  • осуществлять организацию учета сил и средств ГДЗС, принимать меры по улучшению ее технической оснащенности;
  • участвовать в расследованиях несчастных случаев при работе газодымозащитников в СИЗОД;
  • разрабатывать графики использования подразделениями гарнизона тренировочных комплексов ГДЗС, обеспечивать контроль за их подготовкой к занятиям, а также за подготовкой руководителей занятий в тренировочных комплексах ГДЗС;
  • осуществлять организацию разработки, а также самостоятельно разрабатывать документы ГДЗС.

34. Начальник ГДЗС вправе:

  • проверять несение гарнизонной и караульной служб в подразделениях гарнизона, входящих в состав ГДЗС;
  • требовать от должностных лиц подразделений гарнизона исполнения положений Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, Устава подразделений пожарной охраны, настоящего Положения, Правил проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде[4];
  • запрашивать и получать необходимую информацию о деятельности ГДЗС в подразделениях гарнизона, знакомиться с распорядительной и иной документацией;
  • вносить руководителям подразделений гарнизона предложения по организации деятельности ГДЗС и устранению недостатков в деятельности ГДЗС;
  • отстранять от работы в СИЗОД газодымозащитников, допустивших нарушение правил охраны труда при работе в СИЗОД, а также лиц, не имеющих допуска к работе в СИЗОД;
  • ходатайствовать перед начальником гарнизона о применении мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий в отношении личного состава ГДЗС.

35. Нештатная техническая служба создается для обеспечения готовности техники, оборудования, снаряжения и имущества, огнетушащих веществ, имеющихся в гарнизоне, к тушению пожаров и проведению АСР.

В состав нештатной технической службы включаются подразделения технической службы, рукавные базы, базы (склады) для хранения горюче-смазочных материалов, огнетушащих веществ, оборудования, снаряжения и имущества.

36. Начальником технической службы назначается должностное лицо, находящееся на штатной должности в подразделении ГПС гарнизона.

37. Начальник технической службы при осуществлении своей деятельности обязан:

  • руководить личным составом технической службы в период несения им боевого дежурства;
  • обеспечивать и лично контролировать несение гарнизонной и караульной служб в части готовности техники, оборудования, снаряжения и имущества, огнетушащих веществ к тушению пожаров и проведению АСР, принимать меры к устранению выявленных недостатков;
  • осуществлять организацию и лично проводить занятия по освоению новых видов техники, оборудования, снаряжения и имущества, огнетушащих веществ, а также обеспечивать подготовку должностных лиц подразделений гарнизона, входящих в состав технической службы;
  • осуществлять организацию учета сил и средств технической службы, принимать меры по улучшению ее технической оснащенности;
  • осуществлять организацию и обеспечивать специальное первоначальное обучение водителей и личного состава подразделений гарнизона, входящих в состав технической службы;
  • анализировать работу техники, разрабатывать и осуществлять мероприятия по улучшению ее технического состояния, в том числе контролировать проведение испытаний техники, оборудования, снаряжения и имущества в подразделениях гарнизона;
  • участвовать в расследованиях дорожно-транспортных происшествий, связанных с техникой подразделений, выезжать на эти происшествия в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне;
  • оказывать помощь руководителям подразделений гарнизона в организации эксплуатации техники, оборудования, снаряжения и имущества;
  • осуществлять контроль за деятельностью подразделений технической службы, рукавных баз и постов диагностики техники;
  • осуществлять организацию подготовки и самостоятельно разрабатывать документы нештатной технической службы.

38. Начальник технической службы вправе:

  • проверять несение гарнизонной и караульной служб в подразделениях гарнизона, входящих в состав технической службы;
  • требовать от должностных лиц подразделений гарнизона исполнения положений нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность технической службы;
  • запрашивать и получать необходимую информацию о деятельности технической службы в подразделениях гарнизона, знакомиться с распорядительной и иной документацией;
  • вносить руководителям подразделений гарнизона предложения по организации и устранению недостатков в деятельности технической службы (в том числе по эксплуатации техники, оборудования, снаряжения и имущества);
  • отстранять от работы водителей подразделений гарнизона, нарушающих требования охраны труда при эксплуатации техники, а также лиц, не имеющих в период боевого дежурства удостоверений на право управления ПА;
  • ходатайствовать перед начальником гарнизона о применении мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий в отношении личного состава технической службы.

39. Нештатная служба связи создается для обеспечения готовности средств (систем) связи и управления гарнизона к тушению пожаров и проведению АСР.

В состав нештатной службы связи включаются силы и средства подразделений гарнизона, предназначенные для осуществления функций связи в гарнизоне.

40. Начальником службы связи назначается должностное лицо, находящееся на штатной должности в подразделении ГПС гарнизона.

41. Начальник службы связи при осуществлении своей деятельности обязан:

  • руководить личным составом службы связи в период несения им дежурства;
  • обеспечивать и лично контролировать готовность подразделений гарнизона к применению средств связи по назначению, принимать меры по устранению выявленных недостатков;
  • осуществлять контроль за организацией и постоянной готовностью систем оповещения должностных лиц гарнизона;
  • принимать меры по организации различных видов связи в гарнизоне, в том числе при тушении пожаров и проведении АСР;
  • осуществлять организацию и лично проводить занятия по изучению новых средств связи, а также обеспечивать подготовку личного состава подразделений гарнизона;
  • осуществлять организацию учета сил и средств гарнизона, входящих в состав службы связи, принимать меры по улучшению ее технической оснащенности;
  • анализировать работу средств связи в подразделениях гарнизона, разрабатывать и осуществлять мероприятия по улучшению технического состояния средств связи, в том числе контролировать качество связи и выполнение правил радиообмена в гарнизоне;
  • осуществлять организацию внедрения в практическую деятельность службы связи новых форм, методов и способов распознавания и выявления заведомо ложных сообщений о пожаре, а также необходимых для этого технических средств;
  • участвовать в проверках по установлению причин отказов средств связи;
  • оказывать помощь руководителям подразделений гарнизона в организации деятельности службы связи, в том числе в организации ремонта и эксплуатации средств связи;
  • осуществлять контроль за организацией технического обслуживания, ремонта и эксплуатации средств связи;
  • осуществлять в пределах своей компетенции контроль работы подразделений службы связи;
  • осуществлять организацию подготовки и самостоятельно разрабатывать документы службы связи.

42. Начальник службы связи вправе:

  • проверять несение гарнизонной и караульной служб в подразделениях гарнизона;
  • требовать от должностных лиц подразделений гарнизона исполнения положений нормативных правовых актов в области связи;
  • запрашивать и получать необходимую информацию о деятельности службы связи в подразделениях гарнизона, знакомиться с распорядительной и иной документацией;
  • вносить руководителям подразделений гарнизона предложения по организации и устранению недостатков в деятельности службы связи;
  • ходатайствовать перед начальником гарнизона о применении мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий в отношении личного состава службы связи;
  • отдавать распоряжения о введении временных схем связи на период выхода из строя или ремонта основных систем связи, а также в других необходимых случаях.

43. Нештатная служба профилактики предназначена для проведения профилактической работы, направленной на предупреждение возникновения пожаров, ограничение их последствий, профилактику нарушений, связанных с угрозой жизни и здоровья людей, а также создания условий для эффективного тушения пожаров и проведения АСР.

44. Начальником нештатной службы профилактики назначается сотрудник органа ГПН, а при его отсутствии - должностное лицо подразделения пожарной охраны. В состав нештатной службы профилактики могут включаться сотрудники органов ГПН, должностные лица подразделений пожарной охраны и иные лица органов власти и организаций.

45. Начальник нештатной службы профилактики и иные лица, указанные в пункте 44 настоящего Положения, при осуществлении своей деятельности вправе:

  • осуществлять проведение совместных плановых (рейдовых) осмотров территорий и объектов защиты на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, защиты населения и территорий от ЧС;
  • информировать органы государственной власти, организации и граждан о неудовлетворительном противопожарном состоянии организаций и территорий;
  • осуществлять информационное освещение профилактических мероприятий в средствах массовой информации;
  • участвовать в проверке состояния противопожарных водоисточников и подъездных путей к ним, а также пирсов для установки ПА;
    (в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)
  • контролировать наличие и соответствие нормативным требованиям защитных минерализованных полос и противопожарных разрывов[5];
  • размещать и распространять наглядную пропаганду по вопросам обеспечения пожарной безопасности среди населения, организаций и органов власти;
  • проводить противопожарные инструктажи (беседы) с персоналом организаций о необходимых действиях в случаях возникновения ЧС;
  • осуществлять организацию практических тренировок по эвакуации людей в случае возникновения пожара и при ЧС;
  • проводить совещания с руководителями учреждений по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
  • проводить иные профилактические мероприятия.

46. В целях повышения эффективности действий местных гарнизонов по тушению пожаров и проведению АСР посредством наращивания сил и средств гарнизона на месте крупных пожаров (ЧС) на базе подразделений ГПС создаются нештатные формирования местного гарнизона - ОП.

ОП создаются с учетом:

  • возможных рисков возникновения ЧС природного и техногенного характера, существующих на территории субъекта Российской Федерации;
  • необходимости рационального размещения техники и имущества подразделений, входящих в состав ОП;
  • возможности передислокации сил и средств ОП за пределы местного гарнизона, без снижения необходимого уровня его готовности к действиям по тушению пожаров и проведению АСР;
  • местных условий.

При создании на территории субъекта Российской Федерации нескольких ОП, каждому из них присваивается порядковый номер, определяются зоны их обслуживания для обеспечения защиты территории субъекта Российской Федерации.

Информация о силах и средствах ОП, зонах их обслуживания вносится в расписания выездов подразделений гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР и планы привлечения сил и средств гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР.

Общее руководство деятельностью ОП возлагается на начальника территориального гарнизона, повседневное руководство осуществляет начальник подразделения ГПС местного гарнизона, на базе которого создан ОП.

47. В составе ОП формируются мобильные группировки (далее - МГ) по функциональному предназначению в зависимости от возникновения возможных рисков на территории субъекта Российской Федерации и возможностей местного гарнизона.

Решение о создании МГ принимается начальником ГУ МЧС России.

По решению начальника ГУ МЧС России, по согласованию с руководителями (учредителями) подразделений, в состав МГ могут включаться силы и средства подразделений ГПС и подразделений других видов пожарной охраны, входящие в состав гарнизон, вне зависимости от ведомственной принадлежности.

48. При убытии МГ не допускается снижение боеготовности подразделений гарнизона и степени защищенности населения и территории субъекта Российской Федерации.

По прибытии к месту пожара (ЧС) руководитель МГ докладывает РТП (РЛЧС) о прибытии, составе сил и средств МГ, поступает в его распоряжение, а также информирует о прибытии и полученных задачах руководителя, принявшего решение о формировании МГ.

49. При возникновении крупного пожара (ЧС) в районе выезда подразделения, на базе которого создан ОП, и при отсутствии необходимости создания МГ, техника и имущество ОП, по решению начальника подразделения, может направляться для тушения пожаров и проведения АСР в район выезда указанного подразделения.

О принятом решении немедленно сообщается в ЦУКС ГУ МЧС России и диспетчеру местного гарнизона.

50. Начальником подразделения, на базе которого создан ОП:

  • распределяются задачи между должностными лицами подчиненного подразделения по обеспечению готовности ОП к тушению пожаров и проведению АСР;
  • обеспечивается учет имущества ОП;
  • организуется эксплуатация и содержание в надлежащем состоянии техники и имущества ОП;
  • принимается участие в обучении личного состава подразделений, включаемого в состав ОП, приемам и способам использования техники ОП, в том числе в ходе ПТУ, сборов и иных гарнизонных мероприятий;
  • разрабатываются схемы оповещения и обеспечивается привлечение личного состава подчиненного подразделения, свободного от несения службы, для тушения пожаров и проведения АСР с использованием техники и имущества ОП;
  • обеспечивается разработка и корректировка документов, регламентирующих деятельность ОП;
  • проводятся иные мероприятия, направленные на своевременное приведение в готовность техники и имущества ОП.

51. Основным документом, регламентирующим применение ОП, является План применения ОП.

52. Подразделение, на базе которого создан ОП, осуществляет свою деятельность в режимах "Повседневная деятельность", "Повышенная готовность" и "Чрезвычайная ситуация".

В режиме "Повседневная деятельность" техника, имущество и личный состав подразделения, на базе которого создан ОП, находятся по месту постоянной дислокации.

В режим "Повышенная готовность" подразделение, на базе которого создан ОП, приводится при угрозе возникновения ЧС на территории субъекта Российской Федерации, а также по решению начальника ГУ МЧС России, начальника ОП.

При введении режима "Повышенная готовность" проводятся следующие мероприятия:

  • оповещение руководства и личного состава подразделения, на базе которого создан ОП, о введении режима "Повышенная готовность";
  • осуществляется прибытие к месту несения службы руководства подразделения, на базе которого создан ОП, в срок, не превышающий одного часа после получения сообщения;
  • осуществляется прибытие к месту несения службы личного состава подразделения, на базе которого создан ОП, свободного от несения службы, в срок, не превышающий двух часов после получения сообщения;
  • вводится в расчет техника и имущество ОП личным составом, прибывшим к месту несения службы;
  • усиливаются, при необходимости, дежурные караулы подразделения, личным составом, прибывшим к месту несения службы;
  • обеспечивается выполнение указаний начальника ГУ МЧС России, начальника ОП.

В режим "Чрезвычайная ситуация" приводится подразделение, на базе которого создан ОП, при возникновении ЧС на территории субъекта Российской Федерации, по распоряжению начальника ГУ МЧС России, начальника местного гарнизона.

При ведении режима "Чрезвычайная ситуация" проводятся следующие мероприятия:

  • оповещение руководства и личного состава подразделения, на базе которого создан ОП, о введении режима "Повышенная готовность";
  • осуществляется прибытие к месту несения службы руководства подразделения, на базе которого создан ОП, в срок, не превышающий одного часа после получения сообщения;
  • осуществляется прибытие к месту несения службы личного состава подразделения, на базе которого создан ОП, свободного от несения службы, в срок, не превышающий двух часов после получения сообщения;
  • вводится в расчет техника и имущество ОП личным составом, прибывшим к месту несения службы;
  • усиливаются, при необходимости, дежурные караулы подразделения личным составом, прибывшим к месту несения службы;
  • обеспечивается формирование МГ.

53. Срок полного приведения в готовность техники и имущества ОП к передислокации для тушения пожаров и проведения АСР, не должен превышать трех часов.

54. При установлении особого противопожарного режима в случае повышения уровня пожарной опасности, при прогнозировании ухудшения пожароопасной обстановки или возникновении ЧС, а также при осложнении оперативной пожарной обстановки или возникновении ЧС в границах гарнизона, подразделения гарнизона переводятся на усиленный вариант несения службы.

55. При усиленном варианте несения службы подразделениями гарнизона осуществляются следующие мероприятия:

  • организуется круглосуточное дежурство руководящего и личного состава подразделений гарнизона в соответствии с разрабатываемым графиком;
  • усиливается охрана зданий и территорий подразделений гарнизона;
  • создается необходимый дополнительный резерв горюче-смазочных материалов и огнетушащих веществ;
  • проводится разъяснительная работа (инструктаж) по усиленному варианту несения службы среди личного состава подразделений гарнизона;
  • доукомплектовываются дежурные караулы личным составом, организуется сбор свободного от несения службы личного состава подразделений гарнизона, вводится в боевой расчет резервная техника;
  • проводятся мероприятия по усилению противопожарной защиты взрывопожароопасных организаций;
  • проводятся мероприятия по передислокации сил и средств гарнизона с учетом складывающейся обстановки;
  • уточняется порядок взаимодействия со службами жизнеобеспечения;
  • осуществляется приведение в режим "Повышенная готовность" подразделений, входящих в состав АМГ и ОП.

[1] Часть 5 статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
[2] Подпункт 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868.
[3] Часть 6 статьи 22.2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
[4] Приказ МЧС России от 09.01.2013 № 3 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 марта 2013 г., регистрационный № 27701).
[5] Пункты 72.3, 74, 78, 79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2415; 2017, № 48, ст. 7219).


Приказ МЧС России от 25.10.2017 № 467
(в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)
«Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах»
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2018 N 49998)

Пр. №467 МЧС
304