ПОЖАРНЫЕ РЕБЯТА

Рабочая проверка СИЗОД


Рабочая проверка СИЗОД — вид технического обслуживания, проводимого в целях оперативной проверки исправности и правильности функционирования (действия) узлов и механизмов непосредственно перед включением в СИЗОД.

Выполняется владельцем противогаза (дыхательного аппарата) под руководством командира звена ГДЗС (начальника караула, командира отделения, по предназначению) перед каждым включением в СИЗОД, в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации организации - изготовителя СИЗОД.

При замене баллона СИЗОД, на месте тушения пожаров в непригодной для дыхания среде (занятий, тренировок) проводится рабочая проверка СИЗОД.

Рабочая проверка СИЗОД проводится газодымозащитником по команде командира звена ГДЗС (руководителя занятий): «Звено, дыхательные аппараты проверь». Время проведения рабочей проверки не должно превышать 1 минуты.

По окончании рабочей проверки, газодымозащитник докладывает командиру звена ГДЗС (руководителю занятия) о готовности к включению, значении рабочего давления в баллоне (баллонах): «Газодымозащитник Петров к включению готов, давление 280 атмосфер».


Рабочая проверка дыхательного аппарата (ДАСВ)

При рабочей проверке необходимо:

1) Проверить маску (шлем-маску):

— достать маску из чехла и провести внешний осмотр маски. Если маска полностью укомплектована и отсутствуют повреждения элементов, она считается исправной;

2) Проверить герметичность дыхательного аппарата на разряжение:

— при закрытом вентиле баллона плотно приложить маску к лицу и попытаться сделать вдох. Если при вдохе создается большое сопротивление, не дающее сделать дальнейший вдох и не снижающееся в течение 2-3 секунд, дыхательный аппарат считается герметичным;

3) Проверить работу легочного автомата, клапана выдоха маски и наличие избыточного давления в подмасочном пространстве:

— открыть до отказа вентиль баллона;

— приложить маску к лицу и сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха. При первом вдохе легочный автомат должен включиться. Если не ощущается сопротивление дыханию, легочный автомат и клапан выдоха считаются исправными;

— подложить пальцы рук под обтюратор маски и немного отвести в сторону, убедиться в потоке воздуха из-под лицевой части;

4) Проверить срабатывание звукового сигнализатора:

— закрыть вентиль баллона;

— приложить маску к лицу, нажать на кнопку дополнительной подачи воздуха и медленно спустить воздух из системы, следя по манометру до 5,5 МПа (55 кгс/см2). Если при давлении воздуха в баллоне 5,5±1,0 МПа (55±10 кгс/см2) слышен звуковой сигнал, звуковой сигнализатор считается исправным;

5) Проверить давление воздуха в баллоне. 

— открыть до отказа вентиль баллона;

— считать давление воздуха в баллоне по показанию манометра (минимальное давление не менее 260 атмосфер);


Для АСВ-2

6) проверить работу включателя резерва (для АСВ-2):

— для АСВ-2 со встроенным манометром повернуть рукоятку включателя резерва воздуха против часовой стрелки на 900 до упора, переведя его из положения "Р" в положение "0". Если показание давления на манометре увеличилось на 3-4 МПа (30-40 кгс/см), включатель резерва считается исправным. После проверки рукоятку включателя резерва воздуха установить в положение "Р";

— для АСВ-2 с выносным манометром установить рукоятку включателя резерва воздуха в положение "Р" и открыть вентиль аппарата до отказа. По манометру проверить рабочее давление воздуха в баллонах и закрыть вентиль аппарата. Нажатием на кнопку легочного автомата выпустить воздух из системы аппарата. Если показатель остаточного давления воздуха на манометре составляет 3-4 МПа (30-40 кгс/см2), включатель считается исправным.


Рабочая проверка противогаза (кислородного)

При закрытом вентиле баллона:

1) Проверить маску (шлем-маску):

— вынуть маску из чехла;

— провести внешний осмотр маски;

— вынуть пробку из патрубка соединительной (клапанной) коробки;

2) Проверить работу клапанов вдоха, выдоха и звукового сигнализатора (при его наличии):

— поднести патрубок соединительной (клапанной) коробки ко рту и сделать несколько вдохов и выдохов. Если при вдохе слышен звук сигнала, сигнализатор считается исправным;

— пережать шланг вдоха и силой легких создать разряжение в системе противогаза до возможного предела. Если дальнейшее разрежение в системе невозможно, клапан выдоха считается исправным;

— пережать шланг выдоха и силой легких попытаться создать давление в системе противогаза. Если выдох невозможен, клапан вдоха считается исправным;

3) Проверить герметичность противогаза на разряжение:

— силой легких создать разряжение в системе противогаза до возможного предела. Если после задержки дыхания на 3-5 секунд дальнейшее разрежение в системе невозможно, противогаз герметичен.

4) Проверить работу избыточного клапана:

— сделать несколько выдохов в систему противогаза и наполнить дыхательный мешок воздухом до момента срабатывания избыточного клапана. Если избыточный клапан открывается без сопротивления выдоху, он считается исправным.

При открытом до отказа вентиле баллона:

5) Проверить работу механизма постоянной подачи кислорода. Если слышен слабый шипящий звук поступления кислорода в дыхательный мешок, механизм считается исправным;

6) Проверить работу легочного автомата:

— сделать несколько глубоких вдохов из системы противогаза до срабатывания легочного автомата. Если появляется резкий шипящий звук кислорода, поступающего в дыхательный мешок, легочный автомат считается исправным;

7) Проверить работу механизма аварийной подачи кислорода (байпаса):

— нажать на кнопку байпаса. Если слышен резкий шипящий звук кислорода, поступающего в дыхательный мешок, клапан считается исправным;

8) Проверить давление кислорода в баллоне. Проверяется по показанию манометра (минимальное давление не менее 160 атмосфер).


448