ПОЖАРНЫЕ РЕБЯТА

ОГНЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Репортаж о натурном испытании теплоизоляционных материалов с моделированием пожара в зданиях

Летом прошлого года меня вместе с другими журналистами и блогерами пригласили посмотреть, как горят дома с различной теплоизоляцией. Суть в том, что производители негорючих утеплителей, в частности, минеральной ваты, настаивают на ее абсолютной пожарной безопасности, а значит — и пожарной безопасности всего здания, где она установлена. Производители теплоизоляции высоких групп горючести, например, экструзионного пенополистирола, считают, что пожаробезопасное исполнение могут иметь конструкции с любой качественной теплоизоляцией.

Споры на эту тему не утихают, и, в конце концов, в профессиональном сообществе инженеров, имеющих отношение к применению строительных материалов, будем называть их так, решили разрубить этот гордиев узел, точнее, сжечь его.

Теплым солнечным днем в разгар лета мы припарковали свои авто в одном живописном уголке, который, конечно же, потом был приведен в полный порядок. Я намеренно не называю устроителей мероприятия во избежание неких юридических сложностей. Впрочем, данные, важные для понимания результатов эксперимента, будут представлены точно.

Перед нашими глазами стояли четыре новеньких домика, предназначенных «на убой». Жить в них, конечно, было бы затруднительно — длина и ширина каждого из них составляла два с небольшим метра, высота — около трех. Но с точки зрения строительных норм и правил они были сделаны «по-взрослому», особенно конструкции стен с теплоизоляцией.

Изображение

Изображение

Дома перед моделированием пожара. Слева — деревянные каркасные, справа газобетонные. Перед каркасными домами — пожарная нагрузка из хвойной древесины, необходимая для проведения испытаний

Четыре домика — это две пары. Два каркасных и два газобетонных. В каждой паре один утеплен каменной ватой, другой — экструзионным пенополистиролом (для простоты буду употреблять слово «экструзия»). Почему каркасный и газобетонный? — спросите вы. Да потому что именно из этих материалов у нас в России люди чаще всего строят себе дома. Или покупают. Взяли самые экономически доступные, ходовые варианты. Организаторы испытаний подробно рассказали нам о постройках, дали заглянуть внутрь. В помещении каждого домика были аккуратно уложены доски для разведения костра по типу «колодец», как нас учили в детском лагере.

— Подавляющее количество пожаров в зданиях случается с очагом возгорания внутри, — пояснили нам. — Древесина хвойных пород с влажностью 10-15% из расчета 40 килограммов на квадратный метр — это пожарная нагрузка. Она имитирует различные горючие предметы, которые обязательно присутствуют в помещениях.

Нам показали термопары, установленные в верхней части зданий и в оконных проемах для замера температуры каждую минуту. Обратили наше внимание на видеокамеры, размещенные в разных точках для видеофиксации. В воздухе показался квадрокоптер для панорамной съемки горящих домов.

— Будет жарко, — заметил один из моих коллег-блогеров, подняв глаза на солнце, начинающее припекать.

Его правоту подчеркнуло появление двух рабочих с факелами и просьба отойти всем подальше от каркасных домов, с которых начинался эксперимент. Вспомнилась киноклассика: «Махмуд, зажигай!». Действительно, поджог состоялся по взмаху руки распорядителя. Рабочие поднесли факела к пожарной нагрузке синхронно.

Как написали классики, «События разворачивались с военной быстротой». Огонь быстро заключил дома в свои дьявольские объятия. Публика пятилась назад от горящих каркасных домов всё дальше и дальше.

Изображение

Горение каркасных домов. Слева — утепленный «экструзией», справа — минватой

Через несколько минут, которые многим показались бесконечностью, послышался звук сирены. Из-за поворота вынырнул грузовик характерного красного цвета с двумя белыми полосами.

— Моделирование пожара включает и его тушение, — услыхали мы сквозь треск горящих стен. — Пожарный расчет должен прибыть в течение десяти минут после вызова по нормам для городов.

Для сельской местности этот норматив составляет 20 минут. Хорошо, что к каркасным домам применили городской показатель, иначе от них ничего бы не осталось.

Пожарные развернули два рукава и направили по одному на каждый дом. Синхронно подожженные дома были потушены тоже одновременно.

Когда всё было закончено, перед нашими взорами предстали два жалких обугленных домика. Даже если бы они имели нормальный размер, жить в них я никому бы не посоветовал. Оба пострадали от огня одинаково — и утепленный минватой, и теплоизолированный «экструзией».

Изображение

Каркасные дома после моделирования пожара

Мы подошли к ним и долго искали глазами следы теплоизоляции. Не наблюдалось. И где же негорючая минеральная вата?

Мы окружили и забросали вопросами самого авторитетного эксперта в области пожаробезопасности из присутствовавших на испытаниях — Николая Васильевича Смирнова, доктора технических наук, профессора, главного научного сотрудника ВНИИПО МЧС.

— В данном случае горючий экструзионный пенополистирол под воздействием пожара в зоне очага выгорел полностью. В газобетонных домах при их восстановлении потребуется его полная замена. Деревянные каркасные дома, теплоизолированные как горючим, так и негорючим утеплителем, приведены в полную негодность и восстановлению не подлежат. Негорючая каменная вата под воздействием пожара существенно теряет свои эксплуатационные свойства, что связано с выгоранием полимерного связующего, а при температурах более 750ºС возможно «спекание» или полное разрушение изделий, — объяснил он.

Огонь спрашивает с теплоизоляции «по гамбургскому счету». Картина, которую мы наблюдали после горения каркасных домов, разительно отличается от того, что демонстрируют нам в своих видеоматериалах производители минеральной ваты.

Газобетонные дома испытывали по той же схеме. Этот материал, в отличие от дерева, негорючий, поэтому процесс шел медленнее.

Изображение

Моделирование пожара в газобетонных домах

До приезда пожарной машины эксперты успели рассказать нам о стадиях пожара, о том, что основные нарушения происходят на пике развития пожара, когда до возгорания теплоизоляции еще далеко.

Пожарный расчет прибыл в течение 20 минут, общее время горения составило 21 минуту.

Изображение

Тушение газобетонных домов

Эти объекты выглядели приличнее. Стены выстояли. Опять-таки, оба пострадали от огня одинаково, не зависимо от примененной теплоизоляции — минеральной ваты или «экструзии».

Изображение

Газобетонные дома после испытаний

А теплоизоляция? Вот что от нее осталось:

Изображение

Когда-то эта аморфная масса была теплоизоляционной плитой, имела форму, напоминающую геометрически правильную. Сейчас это — отходы. Ну и какой смысл гоняться за негорючестью теплоизоляционных материалов?

— Как показывает эксперимент, на предотвращение пожара и снижение ущерба группа горючести применяемых снаружи теплоизоляционных материалов не оказывает принципиального влияния. Во-первых, когда огонь достигает теплоизоляционных слоев конструкции, он уже успевает уничтожить помещение очага пожара. Во-вторых, пребывание внутри дома для человека к тому моменту становится невозможным и смертельно опасным, — объяснил нам Н.В.Смирнов.

Упоминая о ком-то или чем-то испытанном со всех сторон, говорят: «Прошло, огонь, воду и медные трубы!» Минеральная вата огонь не прошла — скукожилась. Воду, впрочем, тоже не прошла и не пройдет, потому что быстро намокает и перестает проводить тепло. Впрочем, это уже другая история.

Вернемся к пожарной безопасности. После испытаний мы долго обсуждали увиденное. Из наших споров, вероятно, и родились выводы, приведенные в отчетах. У Николая Васильевича на тот момент были данные за первый квартал 2020 года, сейчас есть цифры посвежее — за первые 9 месяцев 2020 года. За это время в нашей стране случились 350653 пожара, из них 108794 – в зданиях и сооружениях. Расклад по причинам такой:

Причина пожаров Кол-во пожаров Доля пожаров, %
Неосторожное обращение с огнем, включая неосторожность при курении и шалость детей 42775 39,3
Аварийный режим работы электрических сетей и оборудования 35387 32,5
Нарушение правил устройства и эксплуатации печного оборудования 17151 15,8
Поджог 6445 5,9
Иные причины 7036 6,5

Если вкратце по ней пройтись, то как ни крути, а всё упирается в человеческий фактор. И электрика тоже. Если работает аварийно, значит, люди перегрузили сеть большим количеством мощных приборов или не чинят ветхую проводку. С печами то же самое. Надо вовремя чистить, ремонтировать, менять прогоревшие детали. Вместо надежд на негорючие материалы необходимы эти и другие профилактические меры по недопущению пожара или, по крайней мере, снижению его вероятности. Прежде всего, следует осторожно обращаться с огнем и его возможными источниками — спичками, зажигалками, сигаретами и проч. Нужно следить за детьми, содержать в исправном состоянии противопожарное оборудование. Хороший хозяин всегда будет держать в уме возможность возгорания и обеспечит свободный проезд пожарной техники к своему дому, не станет загромождать пути эвакуации и т.д. Защита своего дома от пожара — в компетенции каждого.

1.32K
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!